Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 3.
КАТЕГОРИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК». ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАСШТАБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


План


1. Основные модели человека в классической парадигме.


2. Основные модели человека в неклассической парадигме.


3. Постнеклассические представления об «экономическом человеке».


1. Основные модели человека в классической парадигме


«Человек экономический» — одно из основных понятий в истории экономической мысли и исходная абстракция в поведенческой экономической теории. Проясняя вопрос о природе человека, современная экономическая наука обращается к методологическим основаниям. В качестве явной или имплицитной методологической стратегии используется подход, предложенный И. Лакатосом. Переход от одной теории к другой объясняется с помощью трансформаций в жестком ядре исследовательской программы или модификацией ее защитного пояса. Такой исследовательский прием имеет эпистемологические преимущества и недостатки. С одной стороны, удается проследить преемственность ключевых экономических идей и выявить неполноту той или иной экономической модели человека. С другой стороны, данный способ исследования недостаточно эксплицирует инвариантные философско-экономические предпосылки жесткого ядра. Возникает эффект линейной, индуктивной логики анализа, и исследовательская программа «повисает» в эпистемологическом вакууме.


Для философии экономики более продуктивным оказывается парадигмальный подход, отражающий концепцию Т. Куна, согласно которой методы постановки и решения теоретических задач общезначимы в определенной парадигме. В отечественной философии науки успешно применяется, близкая к идеям Куна концепция различения типов научной рациональности.


В экономической теории определяются наиболее абстрактные характеристики экономического человека, которые вписываются в любую предлагаемую модель. К таковым относятся: выбор, предпочтение и ограничение оценивания, принятие решения, рациональность и др. В рамках этого атрибутивного каркаса возможен широкий диапазон концептуальных нюансов, значимых в отдельных исследовательских программах. Для философии экономики подобный разброс мнений служит содержательным материалом, подтверждающим функцию интегрирования концепций с помощью научных парадигм.


«Экономический человек» — альтруист. В учениях меркантилизма представлены стартовые классические идеи по поводу экономического человека. Основная метафизическая посылка учений меркантилизма заключается в идее активной природы человека, который разворачивает свою деятельность в условиях онтологической дополнительности, сочетания любых противоположностей. Природно-социальный порядок обеспечивается гармонией противоположностей, соответственно интересы индивида сопрягаются с общественно значимыми планами правительства. Представления о природных свойствах человека, таких как альтруизм и дружба, также укладываются в формулу онтологического равновесия.


«Экономический человек» — «разумный эгоист». В учении А. Смита человек является частью природы, которому делегирована функция природного самосознания. Рациональность «экономического человека» понимается как проекция природной рациональности истинного мироустройства. Природа эволюционирует, улучшая одни и те же сущностные параметры, и человек стремится улучшить свое положение. В случае полного расхождения частных и общественных интересов включается механизм природно-социальной рациональности, и государство обеспечивает свободу конкуренции между людьми.


В определении природы человека Смит следует классическому натуралистическому подходу. Он определяет естественные, природные причины, приводящие к разделению труда: «Разделение труда… отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости… оно представляет собою последствие… определенной склонности человеческой природы… а именно склонности к мене, торговле, обмену одного предмета на другой».


Принцип методологического индивидуализма, используемый Смитом, работает на классическую парадигму в определении природы человека. Именно взаимосвязь разумных эгоистов является естественной причиной формирования всех общественных связей.


«Каждый человек живет обменом или становится в известной мере торговцем, а само общество превращается, так сказать, в торговый союз». Природные склонности человека способствуют реализации его сущности, и реализации сущности хозяйственных связей. Склонность к обмену и эгоизм побуждают «каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию и развить до совершенства свои природные дарования в данной специальной области». Деятельность «разумных эгоистов» делает стабильной хозяйственную жизнь. Смит отмечает, что годичный труд народа обеспечивает все необходимое для потребления и роскоши.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.