Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 4.
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ


План


1. Уровни философско-правовой методологии.


2. Методологические позиции в западной философии права.


3. Методологические позиции в российской теории и философии права.


1. Уровни философско-правовой методологии


В системе современного правового знания выделяются эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни познания. Для эмпирического уровня характерны однозначность логических оснований юридической догматики, формально-логический язык описания, изучение чувственных объектов, изучение чувственных и эмпирических (абстрактных) объектов (например, самоопределения национальных образований); логическое моделирование объектов (например, создание союзного государства), изучение фактов и эмпирических законов, построение теории индуктивного типа, которая выводится из эмпирического опыта; решение проблем конкретной отрасли права; понятийное объяснение в рамках общей теории права.


На теоретическом уровне право конституируется как идеальная предметность (субъективное право, правоотношение). Аксиоматический метод построения теории выполняет роль функции объяснения и понимания. Существуют следующие вариации аксиоматического метода: а) инструментальный характер теории, являющейся способом схематизации правовых явлений; б) сущностный характер теории, отражающей сущностные признаки права.


Метатеоретический уровень права включает в себя общенаучное знание и философские основания науки. Метатеоретическое правовое знание фиксируется и в теории и в философии права. В теории права для группы концепций и отдельных отраслей права определяются достаточные онтологические, гносеологические и аксиологические основания. Таким образом, в теории права метатеоретический фон задается научно-исследовательскими программами.


Данные метатеоретические постулаты являются предметом специального рассмотрения в философии права. Философия права совершает рефлексию рефлексии, объясняя, например, предельный характер основных постулатов естественной теории права. Философия права задает парадигмальный каркас мышления, в рамках которого возможны дальнейшие интерпретационные схемы эмпирического и теоретического уровня.


Границы классической методологии очерчиваются представлениями о многоуровневой системе правовых знаний, звенья которой иерархически соподчинены. Для неклассической философско-правовой методологии свойственна взаимодополнительность методов герменевтики и диалектики, диалектики и формальной логики (например, изучение неогегельянских моделей философии права и теории рефлексивной сущности права). В постнеклассической методологии используется философско-правовой опыт дискурса постмодерна, анализируется роль феноменолого-коммуникативных позиций в теории права и философии права, актуализируется методология системности.


Решение методологических проблем зависит от активного функционирования метатеоретического уровня. С учетом этого обстоятельства методологический анализ картины права выглядит следующим образом:


• использование общенаучного критерия сопоставления уровней знания;


• компаративистское рассмотрение западного и отечественного правопонимания;


• парадигмальный способ различения и синтезирования правовых концепций.


Недостаточная развитость метатеоретического знания негативно сказывается на методологическом обеспечении предметно-эмпирических исследований. Каждая «ниша» правового знания абсолютизируется, в результате чего затрудняется концептуальный диалог. Лишь понимание метатеоретической природы права претендует на методологическую универсальность.


Становление метатеоретического уровня правового знания — пока еще малоизученное явление. Трактовка философии права как предельной парадигмальной интерпретации феномена права не исключает наличия теоретического и эмпирического уровней правового мышления. Именно этим обстоятельством объясняется многозначность в определении права. Экспликация права через понятия нормы, справедливости, свободы, формального равенства и т. д. вполне легитимна и общезначима в рамках господствующей в данное время парадигмы мышления. Только на метатеоретическом уровне эти определения сворачиваются в единую абстракцию, адекватную всем стилям научного и ненаучного правового мышления. Иначе говоря, право предстает как вид коллективной и личностной рефлексии. И уже философия права прослеживает, в каких формах, в каких типах рациональности разрешается извечное противоречие между правовым холизмом и правовым атомизмом, между правом «системной целостности» и правом «единичного». В отличие от абстракции правосознания правовая рефлексия — это синтезирующее понятие, отражающее единство многообразия, включающего личностные и социальные характеристики, субъективные и объективные, естественно-исторические и позитивные моменты. В праве как в способе саморефлексии общества отражаются реальные результаты изменения системной социальной целостности, в том числе и правосознания. В философии правовая рефлексия является ценностно-оценочной формой мышления и бытия, в теории права — это логически унифицирующая процедура.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.