Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 5.
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА


План


1. Философия права экзистенциализма


2. Феноменологическая герменевтика П. Рикёра и философия права.


3. Постнеклассическая философия права: основные концепции.


1. Философия права экзистенциализма


В современной западной философии права наблюдается множество подходов к проблемам права. В центре внимания находятся сфера бытия права, структура правовой реальности, взаимосвязь человека и права, цели и ценности субъектов права. Интерсубъективность становится ведущим способом обоснования права, из коммуникаций субъектов права извлекается его смысл. В рамках онтологического аспекта появляется возможность представить многогранность правового бытия, а затем редуцировать его сложность в системном единстве. В философии права ХХ столетия заметно влияние общих философских течений — экзистенциализма, феноменологии, герменевтики и др., гуманитарных и социальных наук — социологии, истории, психологии, теории культуры, междисциплинарного знания — синергетики, теории эволюции, теории систем.


Различные модели права сосуществуют друг с другом, и проблема их классификации становится актуальной философско-правовой задачей. Одним из способов преодоления мозаичности и многовариантности философско-правовой позиции является их осмысление под углом зрения типов научной рациональности.


В ХХ в. классическая парадигма мышления исчерпала себя, и обретают силу неклассические и постнеклассические тенденции изучения права. В границах этих стилей мышления можно выделить наиболее значимые концептуальные направления. К неклассической парадигме относятся концепции возрожденного естественного права, герменевтические, феноменологические и экзистенциалистские позиции, либеральные и коммунитаристские взгляды в североамериканской философии права. Неклассическая модель осмысления права состоит в признании его субъектного бытия. В постнеклассическую парадигму включаются системно-коммуникативные концепции, критическая теория права, постмодернистские идеи, юридическая глобалистика, юридическая синергетика, системно-процедурные взгляды и др. Объединяющим началом служит признание содержательных и формальных оснований системности права.


Экзистенциалистская философия права, сформировавшаяся в ХХ столетии, является разновидностью неклассических правовых учений. Представление о многомерном бытии права приобретает в экзистенциализме новое звучание, связанное со способностью человека к выбору норм поведения. В этом плане наиболее ортодоксальной философско-правовой доктриной представляется неотомизм. Он обращается к ценностной природе права, в обосновании которой важны рациональные и нерациональные моменты.


Австрийский богослов Й. Меснер ищет основания социального порядка в подлинном существовании человека, в природе его влечений. Субъект служит посредником между трансцендентным, божественным бытием, переживая априорно разумные принципы в своем жизненном опыте и постигая их в конкретно-жизненных ситуациях.


В лице неотомизма представители юридического позитивизма и социологического видения права получают непримиримого оппонента. Так, по Меснеру, право определяется как минимум нравственности, необходимый для существования общества, а религиозные ценности выполняют роль регулятора. В учении Меснера все философско-правовые посылки имеют антропологический контекст. Томистская формула «замысел Бога — природа вещей — человеческие универсалии» смещаются в пользу последнего звена. Не столь важно, каким способом человек причастен к вечному закону. Он прислушивается к своей чувственной природе, согласно Меснеру, или полагается на освященный вечным законом разум, как считает австрийский богослов А. Ауэр. В любом случае эти богосотворенные способности служат средством открытия для человека его естественных прав, которые в неклассическом духе трактуются как выражение уникальности человека, его свободы.


Неклассичность неотомизма проявляется также в усилении деятельностного аспекта правопонимания. Концепция Ауэра посвящена обоснованию судебно-административных решений. Томистская дилемма (единичное — общее) в судейском правотворчестве трансформируется в системное образование «общее — конкретные условия — объект». Общее выступает в виде ценностей, определяемых вечным законом.


В неотомизме чаще говорится не о нормах, а о природе справедливости. При этом усиливается ситуационная сторона толкования справедливости. Справедливость мыслится в категориях изменчивости общественных отношений. Французский неотомист М. Виллей в осмыслении правовых явлений продвигается дальше своих коллег, предлагая особенную методику искусства диалога, судебных дебатов в качестве способа соединения правовой формы и материи. В статье «Диалектика и естественное право» Виллей отрицает многие классические параметры права. По его мнению, феномен права — это бесконечный процесс юридической аргументации, «живой диалектики», идущей не от общего к частному, а от решения юриста к закону. Он считает, что в формально-логическом дедуктивном методе слишком много рационализма. Долг судьи, опираясь на трансцендентную интуицию, выходить за рамки писаного закона.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.