Философия Бучило Н.Ф. История и философия науки

История и философия науки

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.01.2018
ISBN: 9785392015702
Язык:
Объем текста: 533 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Общие проблемы философии науки. Глава 1. Предмет и задачи философии науки

Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Глава 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

Глава 4. Наука в условиях средневековья

Глава 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Глава 6. Позитивистская традиция в философии науки

Глава 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии

Глава 8. Основные философские категории

Глава 9. Наука в культуре современной цивилизации

Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность

Глава 11. Наука как особая сфера культуры

Глава 12. Наука как социальный институт

Глава 13. Структура научного знания

Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Глава 15. Научные традиции и научные революции

Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Глава 16. Общетеоретические подходы

Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания

Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании

Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Часть III. Конспект лекций по истории правовых учений (для аспирантов и соискателей)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ


Обращение к характеристике философских категорий покажется современному читателю анахронизмом. Действительно, проблематика эта, претендовавшая на роль методологии науки, ушла в прошлое вместе с ее притязаниями на интеллектуальную диктатуру. Однако в контексте учебного пособия, адресованного будущим ученым-юристам, обращение к рассмотрению философских категорий представляется оправданным и даже необходимым. Это связано с рядом причин. Во-первых, категориальный аппарат философии и науки развивается, появляются новые категории, переосмысляются традиционные. Во-вторых, следствием активного влияния науки на современную культуру является обогащение ее понятийного аппарата, при этом философские категории, к сожалению, не всегда адекватно употребляются в обыденной речи, в языке искусства и политики. В-третьих, становление и развитие правовой системы новой России сопряжено с активным использованием категориального аппарата философии, что высвечивает проблемы и противоречия, о существовании которых трудно и даже невозможно помыслить. А между тем именно к такого рода проблемам обращается мировая философская мысль. Достаточно сослаться на труды выдающегося современного французского философа П. Рикёра. Опыт преподавания истории и философии науки аспирантам Московской государственной юридической академии свидетельствует: обращение к категориям диалектики в контексте правоведения, этики, политики позволяет увидеть проблемы, которые могут стать предметом специального научного рассмотрения.


Что такое категория? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как мы мыслим и как передаем свои мысли другим людям. Мы мыслим в форме понятий, суждений, умозаключений. Исходный материал мышления составляют понятия, в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас. Понятие и понимание — однокоренные слова и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависит от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Наши мысли мы выражаем с помощью слов. Слово — посредник между мыслью и миром. Оно является и инструментом мышления, и средством выражения мысли, передачи ее другим. Чем больше словарный запас, тем шире наши возможности в осмыслении мира.


Мысль так или иначе обобщает наш опыт взаимодействия с миром. Мир бесконечно богат в многообразии своих свойств, предметов и отношений. Наш словарный запас несравненно беднее мира, в котором мы живем. Не случайно, так часто в науке возникает необходимость найти подходящий термин для обозначения вновь открываемых явлений. Чем точнее смысловое богатство слов, выражающих наше понимание мира, тем глубже наше мышление, а чем шире наш понятийный аппарат, тем совершеннее наши мыслительные способности.


Всякое понятие представляет собой обобщение. Но его объем, т. е. количество предметов и явлений, которые в нем мыслятся, различны. Исторически сложившийся язык любого народа содержит понятия, в которых закрепляется и осмысляется опыт повседневной жизни и деятельности людей. Усложнение общественной жизни сопровождается расширением и обогащением словарного запаса естественного языка. Развитие науки и философии сопровождалось формированием понятий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили название категорий. Категория (греч. kategoria — определение, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений. Таким образом, понятия естественного языка постоянно дополняются категориями науки и философии.


Категории науки обозначаются словами, резко отличающимися от понятий естественного языка. Зачастую они заимствуются из древнегреческого языка либо классической латыни, иногда они получают имя ученого, открывшего данное явление, часто встречаются и неологизмы, т. е. искусственно созданные слова, призванные обозначить неизвестное ранее явление. Понятия естественного языка допускают (и даже предполагают) их способность вступать в бесконечное множество словосочетаний и приобретать бесконечное множество смысловых оттенков. В отличие от естественного языка, понятия и категории науки являются терминами, т. е. имеют четко очерченный объем и содержание, не допускающие произвольное толкование. Иное дело — философские категории. Как правило, они имеют свой аналог в естественном языке, а также в языке науки. Поэтому вполне допустимо пытаться понять значение философских категорий, опираясь на их «близнецов». Однако сходство содержания понятий естественного языка и категорий науки — чисто поверхностное. Чтобы глубже понять смысловое значение философских категорий, необходимо раскрыть их сходство и отличие от понятий естественного языка, их особенности. Важнейшей отличительной особенностью философских категорий является то, что это предельно широкие понятия и поэтому философские категории никогда не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем. Как понятия категории являются необходимыми формами мышления. Как предельно широкие понятия категории претендуют на универсальное применение и описание мироздания в целом. Поэтому философские категории служат средством формирования картины мира в целом, что, собственно, и является предназначением философии. Как любое понятие, категории выполняют инструментальную функцию, выступают в качестве условия и средства мышления. Философские категории также выполняют инструментальную функцию, являясь способом познания и освоения человеком различных явлений. Философские категории выполняют также нормативную функцию, формируя определенную методологию научного познания, нормы понимания бытия вообще, человеческого бытия в особенности. Значимость и универсальность категорий обусловлены тем, что результаты познания неизбежно категориально оформляются, получают форму категорий. Они составляют необходимую часть в структуре науки, объект которой может мыслиться и быть понят благодаря категориям.


Становление и развитие философии сопровождались формированием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли. Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие категории науки приобретают философский статус. Общественное развитие, сопряженное с возникновением новых, не бывших ранее процессов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии. Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, ученого, культуры мышления вообще.


Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, общенаучные и философские категории.


Частнонаучные категории используются в отдельных областях научного знания, выступают как результат обобщения знаний о локальной и специфичной области познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса», «ускорение» и др. В биологии — «вид», «наследственность», «мутация», «организм» и другие.


Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия. В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы.


Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в отечественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).


Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др.). Натурфилософия, гносеология, антропология, праксиология, социальная философия, философия глобалистики также располагают собственным категориальным аппаратом.


Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики. Например, в этике сформировалась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — антропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.). Категориями логики являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике используются категории: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.


1. Эволюция картины мира и формирование категорий


Диалектика в буквальном переводе с греческого означает диалог, искусство вести беседу. Как известно, в споре противоборствуют противоположные точки зрения. Логика не допускает противоречия в мысли: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными, одно из них необходимо ложно. А как в жизни, в природе? Люди на собственном опыте убеждались в том, что жизнь полна противоречий. В диалоге, споре, интеллектуальном состязании оттачивалось умение выявлять взаимоисключающие проявления одного и того же явления и находить его единую основу. Исторически диалектика формируется и развивается как метод теоретического мышления, содержанием которого являются противоречия познания и бытия. И в восточной традиции, и в Древней Греции осознается парный характер категорий диалектики и потребность разрешения их противоречивых отношений. Попытки объяснения единства противоположностей, присущих категориям диалектики, сопровождались поиском единого родового начала, объединяющего противоположности мышления и бытия. Благодаря такому подходу категории диалектики обретали всеобщий и фундаментальный характер.


Заслуга первой попытки систематизации категорий диалектики и выработки общих канонов формально-логического мышления принадлежит Аристотелю. Из истории философии аспиранты знают Аристотеля как систематизатора античной философии. Его «Органон» рассматривался как инструмент получения достоверного, истинного знания. («Органон» — лат. orqanum — орудие, инструмент, общее название логических сочинений Аристотеля.) В этом труде Аристотель формулирует, в частности, формально-логический закон, согласно которому истинно мыслить — значит мыслить непротиворечиво. Однако в «Метафизике» (лат. metaphisica — учение о сверхопытных началах всего сущего, бытия) Аристотель обращается к характеристике общих оснований мироздания и рассматривает собственно философские категории (материя, форма, причина, необходимое и др.). Названным категориям Аристотель придает онтологический, бытийственный смысл, предполагающий понимание их внутренней противоречивости. Получается, что противоречие в высказываниях — главный признак его ошибочности, а учение о противоречивости бытия — главный признак его истинности. Но как может быть непротиворечивым высказывание о противоречиях бытия? И как оно может быть истинным, если не указывает на противоречивость бытия? Так возникает различие между философскими категориями и категориями формальной логики. В дальнейшем это различие перерастает в противоречие между формальной и диалектической логикой. Формальная логика ограничивается законами мышления, предназначенными выполнять нормативную функцию, указывая на то, как нам надлежит мыслить. Диалектическая логика также указывает на необходимость выполнения своих требований к методам мышления и познания, но в то же время покоится на утверждении укорененности законов диалектической логики в самой природе вещей, а не только в нашем мышлении.


В Новое время набирает силу наука, главную задачу которой ученые видят в установлении законов природы. Пытливый разум человека издревле замечал наличие устойчивых связей, с необходимостью повторяющихся при сходных взаимодействиях природных явлений. При этом существенные, повторяющиеся свойства фиксируются в категориях науки и философии, а повторяющиеся связи между ними осознаются как законы природы. Законы науки и философии представляют собой идеальный инвариант многообразных вариантов природных процессов, сходных в существенных свойствах и различающихся в несущественных (инвариант — единица языка, выражающая понятие, содержанием которого является относительно стабильная совокупность основных признаков всех конкретных реализаций некоторого класса явлений). Интерес философов Нового времени концентрируется на проблемах методологии научного познания. Наибольшая трудность, которая возникает при этом, — проблема соотношения эмпирического и теоретического знания, противоречивое единство которых не было осознано, а диалог эмпиризма и рационализма завершился торжеством эмпиризма.


В XVII — XVIII веках многие отрасли научного знания находились на уровне накопления научных фактов. Зачастую мир представлялся как механическое скопление разнообразных и неизменных вещей и повторяющихся процессов, связи между которыми не всегда получали глубокое обоснование. В значительной мере утрачивается представление о внутренней противоречивости мироздания, противоречия осознаются либо как несовершенство нашего мышления, либо как столкновения отдельных вещей. Развитие понимается как круговорот неизменных вещей и процессов. Расцвет математического знания побуждает концентрировать внимание ученых преимущественно на количественной стороне природных явлений в ущерб осознанию их качественного своеобразия. Таким образом, диалектика древних сменяется «метафизикой», понимаемой как некоторая противоположность диалектике. Подчеркнем, что термин «метафизика» традиционно понимается либо как синоним философии, либо как раздел философии (онтология). В марксистской традиции термин «метафизика» приобрел негативный смысл как догматизм, ограниченность мышления, состоящая в приверженности старым, отжившим представлениям. Подобная характеристика философии и науки Нового времени не вполне соответствует действительности, ведь научное знание Нового времени выработало понятийный аппарат, вошедший в арсенал философской мысли как ее неотъемлемая часть. Идея сохранения вещества и движения Ломоносова — Лавуазье; идея развития, сформулированная Г. Лейбницем; понятия массы, инерции и движения, центростремительных и центробежных сил в классической механике Ньютона; исследование разнообразных связей в природе; обоснование принципа детерминизма; диалектика механического движения; представление об эволюции Земли; гипотеза происхождения Солнечной системы Канта — Лапласа, продемонстрировавшая теоретическую значимость исторического воззрения на природу; обоснование принципа единства организма и среды — таков далеко не полный перечень достижений науки того времени. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что философия Нового времени и эпохи Просвещения не является периодом радикального отступления от принципов диалектики, но представляет собой специфический и весьма зрелый этап ее развития.


В конце XVIII века выдающийся представитель немецкой классической философии Иммануил Кант предпринимает попытку систематизации идей и категорий науки и философии XVII—XVIII веков. С этой целью Кант выделяет три группы категорий: категории чувственности, рассудка и разума. Кант утверждал, что все категории имеют априорный (доопытный) характер. Категории познания интерпретируются Кантом как исходные конструктивные схемы, предшествующие опыту. Категории уподобляются понятийной «сетке», которую познающий человек «набрасывает» на хаос чувственных впечатлений и классифицирует, определяет, связывает разнородные впечатления в некое осмысленное целое. К категориям чувственности Кант относит понятия пространства и времени. Они характеризуют нашу способность обобщать и осмысливать показания наших органов чувств. К категориям рассудка — четыре группы категорий: количества, качества, отношения и модальности. Кант утверждал, что априорные формы человеческого рассудка несут в себе объективное и общее содержание, благодаря чему опыт имеет значение всеобщности и необходимости. Категории разума Кант называет идеями: душа, мир, Бог. Такое название не случайно: идея, замечает Кант, есть понятие, выходящее за пределы возможного опыта. Идеи становятся схемами, упорядочивающими и систематизирующими нашу деятельность, практическую и познавательную. Они призваны выполнять регулятивную функцию, направленную на совершенствование деятельности человека. Схема — это метод и направление познания: она не объясняет предмет, а указывает, как мы должны, руководствуясь разумом, выявлять свойства и связи мироздания вообще. В качестве регулятивных идей Кант называет идею человека (душа), идею свободы воли, идею «вещи в себе». Что касается идеи Бога, то Кант подчеркивает, что мы не имеем ни малейшего основания безусловно принимать предмет этой идеи (предполагать, что он существует сам по себе). Она лишь указывает нам, что разум предписывает рассматривать все связи в мире, как если бы они возникли из намерений высшего разума. Иными словами, разум предписывает нам, что независимо от того, есть Бог или его нет, предполагать, что Бог все-таки существует. Но достоверно знать, что Бог существует, мы не можем, поскольку идея Бога не получает опытного подтверждения. Идея Бога имеет смысл только как регулятор практического, но не теоретического разума: если естествоиспытатель руководствуется этой идеей не только регулятивно, но и конститутивно (т. е. убежден без всякого основания, что Бог есть), то это ленивый разум, и заниматься наукой ему не следует. Такое предостережение от некритического восприятия идей разума совсем не случайно: идеи разума, по мнению Канта, могут играть не только конструктивную, но и деструктивную роль. Это становится возможным всякий раз, когда разум покидает границы опытного знания и имеет дело только с чистыми понятиями, которые никогда не даются ни в каком возможном опыте. Существуют и утверждения, истинность или ложность которых нельзя обнаружить никаким опытом. Таковы понятия метафизики (по Канту, философии), которая в силу указанных причин не является наукой. Кант утверждает, что человек так устроен, что он постоянно стремится выйти за пределы опытного знания и распространить ограниченные знания естественных наук на все мироздание. Выход за пределы опыта приводит к заблуждениям разума, когда мы можем доказать истинность обоих противоречащих суждений, как например: мир конечен во времени и пространстве — мир бесконечен во времени и пространстве, в мире все целесообразно — в природе нет целесообразности, Бог есть — Бога нет.


Все категории Кант объявляет априорными элементами нашего сознания, принадлежащими субъекту, а не объекту познания. Априорные — значит не врожденные, но приобретенные в процессе развития индивида. Чтобы понять логику рассуждений Канта, пронаблюдаем над речевым развитием ребенка. Мы непременно заметим, что ребенок зачастую использует слова не в их общепринятом значении, но по аналогии с теми, значение которых он усвоил. «Мама, где мой позвоночник?» — спрашивает меня мой маленький сын. «Вот он», — показываю я его позвоночник. «Нет, — не соглашается ребенок, — мой позвоночник вот где», — и показывает на свое ушко. Этот пример показывает, что с момента рождения ребенок усваивает готовые речевые формы, и поскольку его личный жизненный опыт не поспевает за усвоением новых слов, то он вкладывает в них тот смысл, который ему доступен из его ограниченного опыта. Сначала форма слова, а потом значение, получаемое в опыте, сначала слова, а потом — понятие, а слова берутся из достижений культуры предшествующих поколений людей: «а priori» в буквальном переводе — «из предшествующего».


Рассуждения Канта покоятся на том обстоятельстве, что с момента своего рождения ребенок застает готовыми сложившиеся язык, речь, логику мышления, культуру в целом. Язык, готовые логические формы позволяют определенным образом упорядочить хаос впечатлений, сделать осмысленными картины действительности. Язык, по мысли Канта, предшествует опыту чувственных впечатлений и выступает необходимой предпосылкой познания — научного и обыденного. Идея априорности форм созерцания и рассудка позволяет Канту показать единство чувственного и рационального познания: «посредством чувственности предметы нам даются, и только она дает нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия» (Соч. Т. 6. М., 1966. С. 127). Доказуемость суждений рассудка «основывается исключительно на том, что они составляют интеллектуальную форму всякого опыта, и потому их применение всегда может быть указано в опыте» (Там же). Вообще без подтверждения опытом любое понятие не более, чем выдумка. Предпринятая Кантом классификация философских категорий не ограничивалась рассмотрением категорий бытия и познания. Органической частью философии Канта являются две его другие «Критики» — «Критика практического разума» и «Критика способности суждения», — в которых духовные способности человека характеризовались в категориях этики и эстетики. Таким образом, Кант создал оригинальную систему, которая оказала длительное и глубокое влияние на европейскую философскую мысль вообще, в особенности, на немецкую философию.


Идеи Канта были критически переработаны и развиты в трудах виднейших представителей немецкого идеализма: Фихте, Гегеля, Шеллинга. И. Фихте вводит в философию категорию деятельности как самостоятельного онтологического начала, высшим принципом которого является нравственный закон. Поэтому и познание Фихте понимает как результат деятельности субъекта, т. е. «Я» (в его терминологии). Что же касается объекта познания («Не-Я»), то он является созданием человеческого «Я», но не нечто реально существующее. Спрашивается, как это может быть? Выходит, человек — творец мироздания? Фихте так объясняет свою точку зрения: «Не-Я», т. е. природа, представляет собой «вещь в себе», т. е. некую объективную реальность, но наше познание «вещи в себе» есть не что иное, как осознание своих восприятий, источником которых является не «вещь в себе», но действие нашего интеллекта, т. е. «чистое Я». Не отрицая роли созерцательного знания, Фихте выносит на первый план практику, которая обеспечивает и познание природы, и расширение власти человека над нею. Деятельность есть связующее звено между теоретически действующим познающим «Я» и миром «Не-Я», поэтому познание реальной действительности возможно лишь на основе практических действий. В практике человек преобразует предметы природы в соответствии с собственными потребностями, и поэтому преобразованная природа превращается в зеркальный образ человека. Заслуга Фихте, таким образом, состоит прежде всего в том, что он ввел в теоретический обиход, в систему философских категорий понятие практики и тем самым существенно обогатил как теорию познания, так и антропологию, т. е. учение о человеке.




История и философия науки

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_i_filosofiya_nauki/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Бучило Н.Ф. История и философия науки

Бучило Н.Ф. История и философия науки

Бучило Н.Ф. История и философия науки

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_i_filosofiya_nauki/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История и философия науки" ( Бучило Н.Ф. ) охраняются законодательством!