Философия Бучило Н.Ф. История и философия науки

История и философия науки

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.01.2018
ISBN: 9785392015702
Язык:
Объем текста: 533 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Общие проблемы философии науки. Глава 1. Предмет и задачи философии науки

Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Глава 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

Глава 4. Наука в условиях средневековья

Глава 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Глава 6. Позитивистская традиция в философии науки

Глава 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии

Глава 8. Основные философские категории

Глава 9. Наука в культуре современной цивилизации

Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность

Глава 11. Наука как особая сфера культуры

Глава 12. Наука как социальный институт

Глава 13. Структура научного знания

Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Глава 15. Научные традиции и научные революции

Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Глава 16. Общетеоретические подходы

Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания

Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании

Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Часть III. Конспект лекций по истории правовых учений (для аспирантов и соискателей)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 4. НАУКА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Исходные посылки средневекового мировоззрения не располагали к свободному философскому и научному осмыслению природы. Основным предметом освоения были библейские тексты, а важнейшими мировоззренческими установками — креационизм (учение о сотворении мира Богом); теоцентризм (учение, согласно которому Бог является центром мироздания); провиденциализм (объяснение исторического процесса как реализации божественного замысла); учение о спасении и учение о воплощении Слова. В трактовке познания философы и богословы исходили из того, что истина уже открыта в Священном Писании и что человек не нуждается в ее познании, ибо он создан по образу и подобию Бога и по собственной природе причастен и истине.


Что характерно для духовной культуры этого периода?


Эта эпоха — наследница античной традиции в той ее части, которая касается идей неоплатонизма, аристотелевской логики, его же «физики» (учение о лестнице существ). От античности первые христианские философы и богословы унаследовали высочайшую культуру мысли, богатейший арсенал знаний, в том числе и в области математики, астрономии, геометрии и т. д. Их риторика по-своему совершенна, а стиль изложения возвышенно-патетический. Средневековых мыслителей отличают склонность к рефлексии, способность углубленного самопознания, трактуемого как Богопознание. Их Исповедь проникновенна и демонстрирует аристократическую духовную утонченность.


Но Средневековье — альтернатива языческой Греции. Оно ознаменовало утверждение христианской религии на большей части Европы, части Азии и Северной Африки. Все, что напоминает о язычестве, вызывает резко негативную реакцию. Это эпоха идеологической нетерпимости, борьбы с любыми проявлениями язычества, даже если они исходят от верующих христиан. Духовный стержень христианства — Слово Божье («Вначале было Слово...»). Духовные пастыри комментируют, пропагандируют, разъясняют тексты Священного Писания. В центр философской проблематики выходит герменевтика, искусство толкования текстов Священного Писания. Лишь через тысячу лет после утверждения христианства Фома Аквинский высказывает крамольную для раннего христианства мысль, что Бог создал мир для человека и что непостижимая божественная сущность может быть постигнута не только через Его откровение, но также посредством познания Его творений.


1. Знак и значение, понимание и Смысл


Важнейшая задача, которая решалась философами и богословами Средневековья, — комментирование библейских текстов, определяемое как встреча смыслов Божественного Откровения и человеческого понимания. Доминирующий метод познания — герменевтика, поскольку источник знания ищут в текстах Священного Писания. Отсюда — интерес к проблеме понимания, отношения смысла и Слова, а вместе с ним — знака и значения.


Впервые попытка анализа знака и значения, знания и понимания, вещи «самой по себе» и вещи, постижение которой позволяет прикоснуться к божественному в ней, содержится в трудах Аврелия Августина (354—430 гг.). Назначение человека, рассуждает Августин, причащение Богу, т. е. истинному бытию. А чтобы решить эту задачу, нужно понять, что это такое. Обычный опыт человека обращен к вещам. Но существуют вещи, которые имеют двойственное назначение: они существуют как знак, обозначение чего-либо и при этом выступают в собственной функции вещи как таковой. А есть вещи, которые ничего не обозначают. Но поскольку все вещи сотворены Богом, то в них заложен Его Промысел, и, значит, не существует вещей, не имеющих значения и не являющихся знаками. Познание и есть обнаружение значения вещи. Оно доступно всем людям, поскольку значение, полагает Августин, зависит не столько от самой вещи, сколько от взаимного согласия людей. Вторым и самым важным этапом познания вещи является понимание, т. е. постижение смысла вещи. Смысл — это воплощенное Слово, а понимание — непосредственное прикосновение к самой вещи, это мысль, причастившаяся незначимой Истине, т. е. Богу (См. подробнее: Философия / под ред. проф. В. Д. Губина и проф. Т. Ю. Сидориной. М., 2004. Гл. 3).




История и философия науки

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_i_filosofiya_nauki/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Бучило Н.Ф. История и философия науки

Бучило Н.Ф. История и философия науки

Бучило Н.Ф. История и философия науки

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_i_filosofiya_nauki/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История и философия науки" ( Бучило Н.Ф. ) охраняются законодательством!