|
ОглавлениеЧасть I. Общие проблемы философии науки. Глава 1. Предмет и задачи философии науки Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Глава 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки Глава 4. Наука в условиях средневековья Глава 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре Глава 6. Позитивистская традиция в философии науки Глава 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии Глава 8. Основные философские категории Глава 9. Наука в культуре современной цивилизации Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность Глава 11. Наука как особая сфера культуры Глава 12. Наука как социальный институт Глава 13. Структура научного знания Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания Глава 15. Научные традиции и научные революции Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Глава 16. Общетеоретические подходы Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках Часть III. Конспект лекций по истории правовых учений (для аспирантов и соискателей) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГЛАВА 22. КОММУНИКАТИВНОСТЬ В НАУКАХ ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ И ИМПЕРАТИВЫ1. Диалогическая природа социальности и культуры«Лишь слова облекают текущее чувство в мысль, и потому размышляющий человек беседует». Эти слова принадлежат замечательному русскому писателю А. Платонову. «Элементарный акт мышления есть перевод. Элементарный механизм перевода есть диалог» — это вывод, принадлежащий известному русскому ученому М. Ю. Лотману (см.: Лотман М. Ю. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996. С. 193). В этих высказываниях выражено, пожалуй, главное, что характеризует диалогичность человеческого мышления, экспериментально доказанное психологией. Диалог — форма и условие бытия человеческого мышления. И это не случайно, ибо потребность в передаче опыта Другому — один из величайших стимулов, обусловивших появление языка, а затем и мышления. Как показывает М. Ю. Лотман, возможность диалога (и его необходимость) обусловлена, во-первых, наличием семиотических различий (а внутренний диалог человека с самим собой есть поиск наиболее адекватного словесного выражения мысли). Во-вторых, диалог возможен при наличии общей семиотической основы, так как абсолютное различие языков делает диалог невозможным; в-третьих, диалог обусловлен существованием взаимной заинтересованности участников в сообщении и их способностью преодолеть неизбежные семиотические барьеры. Диалог — первичная и фундаментальная основа, на которой возникают рефлексия, общение, информирование, индоктринация, коммуникация. Все это суть виды деятельности, предполагающие использование разнообразных знаковых средств культуры и преследующие социально (и личностно) значимые цели. М. Бубер расширяет первичное значение понятия диалога, рассматривает его как отношение к миру вещей, природы, как отношение к Богу и людям. Обсуждая возможные виды отношения человека к миру, он выделяет две установки. Первая характеризуется как отношение и действие, подчиненное утилитарным целям. Вторая установка характеризует отношение к предметам, людям, Богу как к Ты, т. е. как к собеседнику и другу. Сущность такого отношения — любовь, т. е. устремленность к собеседнику. При этом каждый из участников такого диалога остается самим собой, хотя Ты существует для меня, а Я — для Него. В данной интерпретации диалог предстает и как межличностное взаимодействие, и как диалог культур, и внутри культуры. Диалог — область взаимопонимания личностей, их слияние. Рефлексия — внутренний диалог, самоанализ, размышление, направленное на осмысление и обоснование своих переживаний и поступков. В отечественной литературе, посвященной проблеме диалога культур, наиболее значимы труды М. М. Бахтина и одного из его последователей и интерпретаторов В. С. Библера (см. рекомендованную к данной теме литературу). М. М. Бахтин определяет социальное бытие как событие, т. е. совместное бытие, которое предполагает наличие двух и более сознаний. Событие есть «участное» бытие, которое реализуется в Поступке ответственно поступающей личности. Бахтин понимает бытие как диалог, который является продуктивным лишь при условии, если он есть диалог двух равноправных личностей, сохраняющих свое «твердое« ядро. В таком диалоге личность бессмертна. Многозначность слова выражается М. М. Бахтиным в идее «двухголосого слова», т. е. единой синтаксической конструкции, формально принадлежащей одному говорящему, но реально содержащей два находящихся в диалогических отношениях «голоса». Существенно обогащает культурологию и философию идея «далеких» и близких контекстов, а также «большого времени» культуры. Продолжение и развитие идей М. М. Бахтина содержатся, в частности, в работах Библера, который обоснованно раскрывает диалогическую природу всего культурного процесса. Культура живет и обогащается только при условии ее конструктивного диалога с другими культурами. В процессе диалога культура отождествляет себя с другой культурой и при этом остается сама собой. Без диалога с иной культурой, замкнутая и отделенная от мирового культурного процесса, культура страны, региона, неизбежно вырождается. На мой взгляд, в рассуждениях Библера спорной является трактовка культуры как искусства, как произведения, несущего композицию диалога автора и читателя (зрителя, слушателя). Данная концепция продуктивна лишь в той мере, в какой такую трактовку понимать как модель бытия культуры в диалоге с другой культурой и со своими собственными культурными истоками. Понятие культуры и понятие социальности соразмерны, поскольку вне культурного процесса нет общества и человека. Поэтому неправомерно отождествление культуры и искусства, поскольку искусство — часть культуры, ее элемент. Наряду с понятием «диалог» в социально-гуманитарном знании используется понятие общения. Общение — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен опытом, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение включает также речевое взаимодействие, управляющее поведением партнера. Общение — способ воспроизводства социального опыта и порождения нового. Слово «общение» однокоренное со словом «общество». И это не случайно, поскольку под общением понимается не только непосредственное речевое взаимодействие и не только обмен опытом, знаниями, информацией, но и обмен деятельностью и ее результатами. Общество, общественные отношения и общение — взаимосвязанные, хотя и не тождественные понятия: без общения никакие общественные отношения не существуют, так же, как и общение невозможно без общества. Существуют прямое и непосредственное общение и косвенное, опосредованное общение. Косвенное общение возникает в связи с развитием культуры и созданием разнообразных предметных и знаковых форм, обеспечивающих кодирование, хранение и тиражирование информации. Общение — специфическая деятельность, которая обеспечивает прямые и косвенные связи людей в обществе, участвующих в производстве и воспроизводстве их жизни. Между общением и диалогом есть сходство и есть существенные различия. Общение, в отличие от диалога, не обусловлено устремленностью к собеседнику, не требует эмоционального сопереживания, непосредственного обращения Я и Другого. Общение эмоционально нейтрально, конструктивно и в значительной мере формально. Оно институализировано, нормативно регламентировано, технологично. Общение символизирует и сопровождает нашу повседневную жизнь, диалог — это праздник жизни. Информирование — однонаправленный процесс передачи сообщений о событиях, фактах, расширяющий диапазон знаний и опыта адресатов информации и меняющий их поведение. Понятие информации исследуется информатологией — наукой об информации как фундаментальном факторе бытия, о закономерностях передачи, получения и использования информации. Сама по себе информация ценностно нейтральна, Она приобретает ценностное содержание в зависимости от того, как используются информационные технологии и предоставляемые ими возможности. Информирование — определенный вид речевого действия, имеющего однонаправленный, монологичный характер и использующий технические средства с целью кодирования, хранения и трансляции информации. Развитие средств массовой информации имеет неоднозначные последствия: с одной стороны, благодаря СМИ повышается общая культура населения, обеспечивается оперативность в передаче важной и актуальной информации. Широкое применение получают дистантное обучение и самообразование с помощью СМИ и сети Интернет. Но с другой стороны, использование СМИ частными лицами и государством создает предпосылки манипулирования массовым сознанием, индоктринации идей и представлений, выгодных властвующим элитам и производителям товаров и услуг. Индоктринация — вид духовного принуждения, унифицирущего психику и сознание, ценностные предпочтения и мировоззренческие установки. При этом могут широко использоваться возможности искусства и преимущества диалога, имитирующие его лучшие стороны. Внимание! Авторские права на книгу "История и философия науки" ( Бучило Н.Ф. ) охраняются законодательством! |