|
ОглавлениеЧасть I. Общие проблемы философии науки. Глава 1. Предмет и задачи философии науки Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Глава 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки Глава 4. Наука в условиях средневековья Глава 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре Глава 6. Позитивистская традиция в философии науки Глава 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии Глава 8. Основные философские категории Глава 9. Наука в культуре современной цивилизации Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность Глава 11. Наука как особая сфера культуры Глава 12. Наука как социальный институт Глава 13. Структура научного знания Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания Глава 15. Научные традиции и научные революции Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Глава 16. Общетеоретические подходы Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках Часть III. Конспект лекций по истории правовых учений (для аспирантов и соискателей) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГЛАВА 6. ПОЗИТИВИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НАУКИВозникновение позитивизма связано с радикальным изменением иерархии ценностей в процессе становления капитализма, отходом от религиозных ценностей с их приоритетом божественного, «небесного» и утверждением самоценности научного знания с его приоритетом земного бытия человека. Научные открытия приводят к появлению учения об электричестве, магнетизме, углубляется теория теплоты, оптика. Утверждается идеал конкретного «позитивного знания», опирающегося на опыт и математические исчисления. Критика религии подкрепляется научными аргументами, а идеализм определяется как «рафинированная религия». Наука призвана вытеснить и религию, и философию, а позитивные знания, создаваемые в науке, должны служить человеку. Радикальному переосмыслению подвергается философия, ее назначение и место в познании. В этих условиях в 1830-х годах возникает особое философское течение — позитивизм. В истории позитивизма выделяются этапы, связанные с развитием научного знания и осмыслением тех проблем науки, которые приобретали особую остроту. Таких этапов три: классический позитивизм начала XIX — конца XIX века; эмпириокритицизм — первая треть ХХ века; неопозитивизм (логический позитивизм) — после 20-х годов ХХ века. 1. Классический позитивизмОснователь позитивизма — О. Конт. Основные идеи его учения сводятся к следующему. Во-первых, признание относительности всякого позитивного (фактического) знания. Конт полагал, что подлинное, позитивное знание неизбежно связано с чувственным восприятием, т. е. оно всегда находится в относительности к познающему. Во-вторых, научное знание всегда дано «имманентно», ориентировано на конкретный, чувственно воспринимаемый мир, философия же верит в возможность познания «трансцендентного». Поэтому и философию, и религию Конт считает знаниями фиктивными, хотя они и являются неизбежными моментами развития духа. И только наука дает позитивное знание. Соответственно и человеческий дух, и общество проходят три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Именно наука обеспечит торжество разума над верой, научного познания — над религией, положительного знания — над метафизикой и теологией. Не случайно, что позиции позитивизма разделяли материалистически ориентированные прогрессивные деятели науки и философии, такие как Спенсер, Н. К. Михайловский, Г. Н. Вырубов, П. Л. Лавров. Близки к позитивизму представители «естественнонаучного материализма» К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт (вульгарный материализм). В-третьих, переосмысляется назначение философии, ее место в познании. Конт полагал, что необходимо устранить из науки философию с присущим ей теолого-метафизическим образом мышления: «наука — сама по себе философия». Позитивная наука — наука о действительном, о том, что доподлинно известно, что может быть описано без метафизических домыслов. Философские категории, такие как «абсолютная субстанция», «абсолютный объект», «трансцендентальность», «вещь в себе» и т. п. уводят науку от ее предмета и от познания истины. Однако Конт считает необходимым сохранить философию, изменив ее назначение. Задача философии — точно определить дух каждой из наук, их связи и отношения, суммировать их принципы в соответствии с позитивным методом. Согласно позитивному методу, провозглашенному Контом, основная задача философии состоит в накоплении, обобщении и систематизации научных фактов. При этом Конт использует понятие факта расширительно: это не только эмпирически установленные факты, но и причины, законы, которые он определял как «устойчивые факты природы». Классический идеал науки достигается благодаря тому, что философия формулирует важнейшие принципы построения системы научного знания, опирающиеся на логику и методологию познания. Конт заслуженно считается основателем социологии как науки. Выстраивая систему классификации наук в соответствии со степенью их сложности, Конт на последнее место как самую сложную ставит социологию. Методы социологии и результаты ее исследований должны быть аналогичны законам физики (социальная физика). Ее предмет — человек и система социальных отношений. Познание человека не должно опираться на интроспекцию, т. е. на показания о самонаблюдениях испытуемых. Социология получает объективное знание путем исследования телесного поведения человека и социальных отношений. Ученик Конта — Дж. С. Милль. В центре его интересов — философская методология, которая должна быть научной, т. е. быть наукой о доказательстве, а не только наукой и методах. Как доказать, что нечто, являющееся предметом изучения, существует в реальности? Милль полагает, что только то, что осознано, может быть признано существующим. Так формулируется принцип верификации как ведущий принцип всего позитивизма. Единственным адекватным методом научного исследования Милль считал эксперимент. Он утверждал, что научные предложения должны соответствовать фактам опыта, выдерживать проверку на соответствие фактам опыта. Опыт — единственное мерило истинности наших знаний. Милль сформулировал методы научной индукции, которые сегодня являются неотъемлемой частью логики. Металогическая предпосылка индуктивного метода — принцип непрерывности, т. е. оправданное опытом утверждение, что бытие постоянно и остается одним и тем же. Но предназначением науки является открытие законов, выдвижение гипотез с целью углубления нашего знания и расширения возможностей его практического использования. Поэтому индукция предполагает отбор фактов, их систематизацию, ибо случайно установленные факты, или факты, в которых открываются случайные явления, не могут служить ни подтверждением, ни опровержением открываемых наукой законов. Внимание! Авторские права на книгу "История и философия науки" ( Бучило Н.Ф. ) охраняются законодательством! |