|
ОглавлениеЧасть I. Общие проблемы философии науки. Глава 1. Предмет и задачи философии науки Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Глава 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки Глава 4. Наука в условиях средневековья Глава 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре Глава 6. Позитивистская традиция в философии науки Глава 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии Глава 8. Основные философские категории Глава 9. Наука в культуре современной цивилизации Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность Глава 11. Наука как особая сфера культуры Глава 12. Наука как социальный институт Глава 13. Структура научного знания Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания Глава 15. Научные традиции и научные революции Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Глава 16. Общетеоретические подходы Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках Часть III. Конспект лекций по истории правовых учений (для аспирантов и соискателей) Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Часть I. Общие проблемы философии наукиГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НАУКИНаука в ХХ—ХХI столетиях представляет своеобразный центр духовной культуры человечества: ее восхваляют, ее проклинают, ею восхищаются, на нее возлагают надежды. И совершенно не случайным является возникновение особого раздела философии — философии науки, которая образовалась на стыке науки и ее истории, философии, а вместе с ней — антропологии, психологии, социологии, культурологии. В самом общем виде философия науки исследует человеческое познание в его специфической и, как полагают многие, высшей форме — в форме науки. Поскольку научное познание не является единственной формой познавательной деятельности, постольку так или иначе философия науки обращается к анализу специфики, места и роли познавательной деятельности вообще, т. е. к философии познания. Раздел философии, изучающий познание в его всеобщих формах, называется гносеологией. Философия познания (или гносеология) исследует природу познания, отношение знания к реальности, проблему надежности (истинности) знания, его достоверности, социокультурную обусловленность познания, проблему коммуникации в процессе познавательной деятельности, сравнительный анализ научного иных форм познания, их связь и соотношение. Философия познания включает в себя традиционную гносеологию (теорию познания) и эпистемологию (теорию научного познания). Философия науки — особый раздел философии, предметом которой являются научное знание, его структура, методы, принципы, а также формы и история знания. Философия традиционно была связана с наукой, анализом ее перспектив и гуманитарной критикой. Сформировавшаяся в ХХ веке особая область философских исследований — философия науки — имеет свой предмет — собственно научное знание. Однако имеются и другие области знания, имеющие науку своим предметом, например, социология науки, психология научного творчества, науковедение и т. д. Поэтому указание на науку как на важнейший предмет философии науки делает его определение слишком широким: в нем не учитывается специфичность собственно философского дискурса. Опираясь на определение философии как самосознания культуры, В. Н. Порус вполне обоснованно видит специфику предмета философии науки в следующем: «И если философия науки есть философия par excellence, она — самосознание европейской... культуры, выраженное в форме рефлексии над наукой. Ее главным предметом и конечной целью является не наука, а человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки» (Порус В. Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология & философия. Т. IV, № 2, 2005. С. 66—67). Это рефлексия, которая делает ученого отчасти философом, а философа — немножко ученым. И хотя объективно они размышляют о науке, в центре их рассуждений — человек науки. Внимание! Авторские права на книгу "История и философия науки" ( Бучило Н.Ф. ) охраняются законодательством! |