Философия Бучило Н.Ф. История и философия науки

История и философия науки

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.01.2018
ISBN: 9785392015702
Язык:
Объем текста: 533 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Общие проблемы философии науки. Глава 1. Предмет и задачи философии науки

Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Глава 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

Глава 4. Наука в условиях средневековья

Глава 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Глава 6. Позитивистская традиция в философии науки

Глава 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии

Глава 8. Основные философские категории

Глава 9. Наука в культуре современной цивилизации

Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность

Глава 11. Наука как особая сфера культуры

Глава 12. Наука как социальный институт

Глава 13. Структура научного знания

Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Глава 15. Научные традиции и научные революции

Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Глава 16. Общетеоретические подходы

Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания

Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании

Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Часть III. Конспект лекций по истории правовых учений (для аспирантов и соискателей)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ


Что такое наука? Почему она считается высшей, наиболее совершенной формой знания? Общеизвестно, что наука содержит в себе огромный массив знания и обладает возможностями его углубления. Но всякое ли знание считается наукой? Возможно ли рассматривать миф, религию, искусство, право и мораль в качестве различных форм знания? И если нет, то можно ли пренебречь тем огромным достоянием, которое сконцентрировано в культуре, опредмечивающей многообразный опыт взаимодействия человека и природы, человека и общества, взаимодействия и общения людей? Ответ на эти вопросы дает история человечества, а также убедительные доводы об эволюции когнитивных способностей и предпосылок познавательного процесса, представленные эволюционной эпистемологией.


1. Эволюционная эпистемология о формировании когнитивных способностей и предпосылок познания


Познание определяется как духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Но как возникло знание? Как оно стало возможно вообще? Как формируются познавательные способности человека? Влияет ли культура на генетику человека, порождая новый вид Homo sapiens? Ответ на эти вопросы предполагает выявление необходимых предпосылок познавательного процесса. К их числу следует отнести формирование соответствующих способностей к познавательной деятельности, а также наличие некоторого исходного знания как основы производства нового. Поиск ответа на данные вопросы начинался уже в античности. Пифагор, Платон, Аристотель каждый по-своему предполагали, что человек рождается со знаниями, которые он получил в мире идей. Декарт считал, что основные идеи вложил в душу человека Бог, и это позволяет ему получать достоверное знание путем дедукции. В ХХ веке поиск истоков познания и познавательных способностей человека осуществлялся в контексте эволюционной теории Дарвина и достижений генетики. К. Г. Юнг выдвигает гипотезу архетипов, т. е. генетически наследуемых форм опыта, восходящего к самым ранним ступеням становления человека. К. Поппер в целях обоснования своей концепции критического рационализма выдвигает предположение о наличии в каждом организме «врожденных реакций и ответов, в том числе реакций, приспособленных к наступающим событиям» (Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004. С. 85). Но наиболее значительный вклад в раскрытие механизмов возникновения и развития когнитивных и ментальных способностей познания, сохранения, накопления и трансляции знания внесла эволюционная эпистемология. Исследования эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки позволяют достаточно убедительно показать, что люди как живые существа являются продуктом природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности направляются в конечном счете механизмами органической эволюции. Эволюционная эпистемология исходит из предположения, что биологическая эволюция не заканчивается формированием человека как разумного существа: она обеспечивает постепенное усложнение и развитие не только телесной организации живых существ, но и развитие их информационных систем. В итоге именно эволюционные процессы не только создали основу для возникновения человеческой культуры, но и явились важнейшим условием ее быстрого прогресса. В частности, в 1941 году Клод Лоренц, немецкий зоопсихолог (этолог), опубликовал работу «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», где приводился ряд убедительных аргументов в пользу существования у животных и человека врожденного знания, материальным базисом которой выступает организация центральной нервной системы. Подчеркнем, что буквальный перевод Кантовского a priori означает «из предшествующего». Кант имел в виду важнейшие логические формы, которые человек получает в готовом виде и благодаря которым люди имеют возможность обобщать и осмыслять показания чувственности и рассудка. Идеи К. Лоренца обращены к эволюции живых существ, развитие которых сопровождалось формированием более совершенных информационных систем. При этом высказывается предположение, что опыт, приобретенный живыми организмами, генетически наследуется как на внутривидовом, так и на межвидовом уровне в организмах, сформировавшихся в процессе эволюции и имеющих более сложные специализированные системы получения, хранения и использования наследственно полученной информации. Идеи К. Лоренца получили дальнейшее развитие в философии и науке. В частности, ученые стали рассматривать знание не как телесный, визуально наблюдаемый признак, а как процесс, обеспечивающий способность познания и производство нового знания. Хотя знание может сохраняться в памяти и не актуализироваться в любой момент и его влияние не всегда осознается субъектом, тем не менее без него невозможно поведение, соответствующее меняющимся условиям. Так возникает возможность связать биологическую эволюцию с эволюцией когнитивных систем живых организмов с их способностью извлекать, обрабатывать и хранить информацию. Представители всех направлений эволюционной эпистемологии разделяют убеждение, что эволюционный подход может быть распространен на теоретико-познавательную проблематику, на познавательные действия людей. Даже исследовательские стратегии или рост научно-теоретического знания могут успешно изучаться как аспект универсального процесса информационного развития.


Итак, эволюция всего живого — это процесс совершенствования живых систем и накопления информации, которая способна передаваться по наследству, формируя определенный тип психики, обусловленный накопленной и генетически передаваемой информацией. В глубинных пластах нашей психики заложен опыт, накопленный в самых ранних периодах детства человечества. К. Г. Юнг характеризовал этот опыт как архетипы, т. е. коллективное бессознательное, содержание которого генетически наследуется и дает о себе знать в сновидениях как пустая форма, содержание которой обеспечивается материалом сознательного опыта. По мнению специалистов, архетипы представляют собой универсальные мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием не только мифологии, но и религии, сказок, легенд и т. д. Образы глубинного бессознательного имеют отчетливо выраженный мифологический характер (и по форме, и по содержанию), они имеют уже не личностную, но сверхличностную природу и присущи всем людям. Архетип сам по себе пуст и чисто формален, это всего лишь возможность существования, способность к проявлению того, что дано априори. Можно предположить, что между теми переживаниями, которые откристаллизовались в форме бессознательных архетипов, и вербализованными, осознаваемыми формами знания пролегает огромная историческая дистанция. Исторически первой известной науке формой знания является миф.




История и философия науки

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_i_filosofiya_nauki/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
 Бучило Н.Ф. История и философия науки

Бучило Н.Ф. История и философия науки

Бучило Н.Ф. История и философия науки

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_i_filosofiya_nauki/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История и философия науки" ( Бучило Н.Ф. ) охраняются законодательством!