|
ОглавлениеЧасть I. Криминальный зоопарк. Глава 1. Собака – друг, собака – враг Глава 2. Опасность из подвалов Глава 6. Смерть пришла на мягких лапах Глава 7. О мстителях и ревнивцах Глава 8. То нашествие рептилий, то налеты пчел Глава 9. Кто есть кто – поймешь не сразу Глава 10. Повелители водных стихий Глава 11. Животные-потерпевшие Глава 13. Жертвы зооконтрабанды Глава 14. Зоопарк: люди и звери Глава 15. Бессловесные под следствием и судом Глава 16. Животные – помощники правосудия Часть II. В мире животных так много загадок. Глава 17. Знакомые, но таинственные пришельцы Глава 18. Животные – спасители и врачеватели Глава 20. Они умеют говорить и думать Глава 21. О самосознании и интеллекте животных Глава 22. Чудеса зоологии и перекосы экологии Глава 23. Четвероногих защищает закон Глава 24. И чего только не бывает! Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 23. Четвероногих защищает законДаешь права животных! Выходила к ним горилла, им горилла говорила… Нет, на самом деле, что будет, если они все заговорят? Да не просто так, а в суде? Выступят, к примеру, с обвинениями как гонимое меньшинство… Это не шутка. Американские юристы еще в 1999 г. обстоятельно рассматривали возможность участия четвероногих истцов в судебных процессах о нарушениях прав животных. Разумеется, говорить они – прежде всего обезьяны – будут не сами, а с помощью голосового синтезатора или языка жестов. «Это будет важное нововведение», – полагает Уильям Репни, профессор права из Университета Дьюка. Репни признает, что человекообразные обезьяны могут поддерживать разговор в лучшем случае на уровне 4-летнего ребенка и едва ли способны обсуждать такие проблемы, как права человекообразных. Но факт налицо: некая обезьяна вполне уверенно произнесла с помощью синтезатора: «Купи мне, пожалуйста, гамбургер». Поэтому юристы уверены, что сам вид выступающей в суде обезьяны – независимо от того, что она скажет, – способен произвести переворот в умах и заставить отказаться от взгляда на животных как на неодушевленную собственность. Но сумеют ли обезьяны убедить судей в своей способности отличать правду от лжи? Кроме того, обезьяны по закону не имеют права выступать в суде, поскольку в юридическом смысле не являются личностями. Тем не менее, Стивен Уайз, читающий в Гарвардском университете курс по правам животных, полагает, что суды могли бы руководствоваться законодательством американского рабовладельческого Юга, позволявшим рабам, хоть те юридически и не считались личностями, возбуждать судебные иски. Другие юристы считают, что нужно внести специальную поправку в Конституцию США, в соответствии с которой обезьяны будут считаться субъектами права. Хорошая мысль! Им бы еще избирательные права… В отличие от большинства поборников прав животных, обеспокоенных плохим обращением с братьями нашими меньшими, радикально настроенные юристы убеждены, что животные с нравственной точки зрения равны людям. Отрицать права животных – такой же грех, как отрицать права людей с другим цветом кожи. Они называют это проявлением видового высокомерия, в котором упрекают и тех, кто ведет речь о защите дикой природы, ибо они (пусть неосознанно) допускают, что один вид (человек разумный) может господствовать над другими или по меньшей мере контролировать их среду обитания. Юридическая логика побуждает их признать, что права есть у всех видов, в том числе – не ухмыляйтесь! – у насекомых, бактерий и вирусов. Пока же радикалы стремятся ограничить дискуссию о правах животных обезьянами. Поступают они так, прежде всего, из тактических соображений, чтобы избежать шуточек по поводу того, нарушил ли лев, поедающий антилопу, неотъемлемые права несчастного парнокопытного и не стоит ли вынести дело на рассмотрение Международного трибунала в Гааге. Но взгляды на отношение человека к животным и в самом деле меняются. Многие сегодня иначе смотрят на одежду из натурального меха, зоопарки, мясную пищу. Никто, однако, не рассматривает домашних животных в качестве рабов и не придерживается мнения, что есть мясо так же преступно, как притеснять женщин или «цветных». И все же радикалы не унывают. Суды, на их взгляд, вполне способны сломать стену, разделяющую человека и обезьяну. А как только обезьяны получат права, появится судебный прецедент – и, как знать, на каком-то другом процессе решится вопрос о правах другого вида животных. Потом – еще одного… Когда в 2007 г. депутат-социалист Франсиско Гарридо внес на рассмотрение законопроект о присоединении Испании к международному проекту в защиту прав человекообразных обезьян, в зале заседаний лишь раздалось несколько смешков. Но когда наступил момент голосования, выяснилось, что практически все парламентские фракции и группы, за исключением Народной партии, готовы признать за гориллами, шимпанзе и орангутанами чуть ли не права человека. 25 июня 2008 г. парламентская комиссия конгресса депутатов утвердила резолюцию, согласно которой Испания в течение ближайших 4 месяцев обязуется присоединиться к проекту «Высшие приматы». Человекообразные обезьяны в Испании теперь не могут быть предметом частной собственности, их нельзя использовать как объекты для экспериментов, если в процессе опытов им будет нанесен вред. Нельзя теперь в Испании использовать человекообразных обезьян в цирковых представлениях, а их содержание в зоопарках хоть и допускается, но должно быть достойным их особого статуса в царстве животных. Исполнительный секретарь проекта «Высшие приматы» Педро Посас обратил внимание на то, что численность сохранившихся на планете некоторых из высших приматов просто катастрофическая. «Например, бонобо – карликовые шимпанзе – проживают только на территории Демократической Республики Конго, и ученые насчитывают лишь несколько сот этих удивительных созданий. Мы хотим спасти их от вымирания». Испания, кстати, не первая страна, предоставляющая особые права человекообразным обезьянам. Аналогичное законодательство уже несколько лет действует в Новой Зеландии. А вы и не знали? Потенции антропоидов (и животных вообще) в области «потенциально человеческих» умений очень велики. Обезьяны могут создавать орудия, делать их с помощью других орудий, могут действовать составными орудиями. Орудиями они пользуются не всегда, но если пользуются – могут обучать друг друга. Как мы уже убедились, они способны овладевать языком, составлять на нем новые слова, шутить, обманывать. Любой показатель интеллектуальной деятельности – счет, подражание, экстраполяция – есть у животных. Обычно обезьяны языка не имеют, но если их научить, могут даже передавать его другим поколениям. Известно ли вам, уважаемые читатели, что туристы на Шри-Ланке часто становятся жертвами нападения обезьян, ворующих у них фото- и видеотехнику, а также мобильники? Не то чтобы обезьяны в этой стране шибко продвинутые – украденным они пользоваться не умеют, но цену похищенному знают: несут добычу на ближайший рынок и обменивают ее там на фрукты! Несколько лет назад потерпевшими стали два американских зоолога: обезьяна украла у одного из них электронный переводчик. А спустя какое-то время пострадавший увидел свой аппарат на местном базаре. Американцы немедленно позвали полицейских. Позднее, уже в участке, продавец божился и уверял, что эту штуку, назначение которой он даже не знает, ему принесла обезьяна. Взамен она получила бананы. Нашлись и свидетели – соседние торговцы. После этого случая этологи (этология – наука о поведении животных в естественных условиях с упором на эволюцию этого поведения) жестко поспорили: один утверждал, что местные торговцы просто дрессируют обезьян на кражу дорогой техники, другой узрел в этом событии совершенно иное: животные, включившись в современную городскую жизнь, сами всему научились и вышли на интеллектуальный уровень мелкого уличного воришки. Ученые решили провести в Шри-Ланке эксперимент. Для начала, опросив аборигенов, выявили потенциальный объект: обезьяну, получившую кличку Джек-потрошитель. Разумеется, никаких убийств она не совершала, а специализировалась на кражах и потрошении дамских сумочек. Стоило зазевавшейся дамочке поставить сумку на столик уличного кафе, чтобы насладиться холодным соком, как Джек, протянув лапу из-под стола, тут же на всех четырех улепетывал с добычей. Не спасала и предусмотрительность осторожных туристок, которые держали сумочку на коленях: она исчезала еще быстрее. Затем в укромном месте Джек вытряхивал из сумочки содержимое, а если не мог открыть замок, то потрошил ее зубами и когтями, извлекал из кучи женского барахла технику и, крадучись, нес добычу на ближайший базар. Боялся он вовсе не полицейских: однажды помощники наших профессоров сняли на видео, как из темной подворотни навстречу воришке вышли двое грабителей-соплеменников и в завязавшейся драке отняли добычу. Зализывая покусанную лапу и матерясь по-обезьяньи, Джек-потрошитель уныло поплелся назад. Поскольку именно он был объектом наблюдения, проследить дальнейший путь «бандитов» не удалось. Но наш воришка даже не подозревал, что ему уготовили более тяжелое испытание. У ближайшего кафе он без всяких проблем уволок оставленную на столе сумочку и снова направился на барахолку, но только другим, окольным путем. Оказавшись в укромном месте, он без осложнений вытряхнул из сумки целых два мобильника. Экспериментаторы затаили дыхание, ожидая, как он дальше поступит. Во всяком случае, Джек оказался умнее буриданова осла: поняв, что в одной руке, извините, лапе, два мобильника не удержать, и посокрушавшись об отсутствии штанов с карманами, он воровато огляделся и закопал один из них в куче листьев, по-собачьи пометив это место. А сообразить, что это подстава, и в мобильниках находятся радиопередатчики, обезьяньих мозгов пока не хватило. И сразу же последовала расплата: негромко хлопнуло установленное на его пути хитроумное устройство, и воришка был пойман вылетевшей из него сетью. Затем, несмотря на яростное сопротивление, его посадили за решетку в клетку, закрытую темной материей, погрузили в джип и отвезли… нет, не в полицейский участок, а за 20 км, в соседний городок, где выпустили на свободу прямо на оживленной улице. Какое-то время ничего не понимавший Джек озадаченно чесал затылок свободной лапой, но затем быстро сориентировался и потрусил на местный базарчик. Наблюдая за ним, этологи млели от восторга: Джек не торопился расстаться с добычей, долго обходил ряды потенциальных покупателей, словно прицениваясь, чтобы не продешевить, и наконец обменял свой мобильник на связку бананов. Идея насчет специальной дрессировки в данном случае провалилась: на здешнем рынке Джек никого не знал, да и по его поведению было видно, что он сам выбирал того, кому можно сбыть украденное подороже. В базарной толкучке объект был потерян, но главное потрясение этологов ожидало впереди. Когда их джип остановился на обратном пути для замены лопнувшей камеры, мимо них промчался старенький автобус, заполненный пассажирами. На его крыше среди корзин, мешков и узлов важно восседал Джек с бананом в руке, то бишь в лапе! Честно говоря, я сначала принял эту историю за «утку», но в книге А. Горбовского «Факты, догадки, гипотезы» наткнулся на несколько обезьяньих историй, ничем не уступающих приведенной выше. Особо интересен эксперимент, проведенный другой группой американских этологов еще в середине XX в. В этом эксперименте шимпанзе пытались приучить к рыночным отношениям. В клетке с обезьянами был установлен типичный «однорукий бандит», потянув за рычаг которого, надо было поднять груз в 8 кг. Если груз поднимался, машина вознаграждала «труженика» кистью винограда. К «однорукому бандиту» тут же выстроилась очередь. Внимание! Авторские права на книгу "В мире животных преступно-загадочном" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |