Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392137602
Язык:
Объем текста: 240 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального

2. Политическое тело (corpus)

3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности

4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)

5. Солидарность: пространство, центр и периферия

Глава II. «Органический» правопорядок и правовой «солидаризм». 1. «Имперская» форма целостности (Ю. Эвола)

2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения

3. Суверенитет и политическая власть

4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги)

5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)

6. «Естественное право» и порядок

Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации

2. Институты, процедуры и рационализация

3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)

4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»

5. Структуры и функции (организация как «вещь»)

6. Разделение властей и функций: роль институтов

Глава IV. Воображаемое социальное единство: политико-правовой аспект. 1. Воображаемое и символическое

2. Анонимное (воображаемое) господство

3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)

4. «Воля народа» как политическая мотивация единства

5. Правящие и управляемые

6. Эмоции солидарности: страх и тревога

Глава V. Номос: правовая локализация пространства. 1. Политическая локализация: «стены» и границы «империи»

2. Право для государства: нормативистская локализация

3. Право без границ: солидаристская локализация

4. Закон для пространства

5. «Номос» «больших пространств»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)


По определению Фердинанда Тенниса, форма сущностной воли или «самость» есть некое единство, которое само пребывает внутри другого единства и включает в себя, подобно организму, еще и другие единства. (Теннисовское деление объединительной воли на избирательную и сущностную явным образом напоминает средневековую дихотомию воли естественной и воли избирательной, которую можно обнаружить у Максима Исповедника. Если первая определялась как «стремление разумной сущности к тому, что сообразно единству», то вторая была связана с выбором между добром и злом, который делает индивид: такая воля появляется только после грехопадения, когда естественная воля подвергается «тлению»). «Самость» как субъект избирательной воли может стать единством только в соотнесенности с предполагаемым действием, поэтому она представляет собой некую фикцию, как и всякое универсальное единство рода, оставаясь при этом номинальным, идеальным и фиктивным. Действительность же всякого собрания, объединения прежде всего предполагает действительность репрезентируемого им лица. Являясь искусственным лицом, поскольку оно репрезентирует само себя, собрание в качестве субъекта избирательной воли может действовать только благодаря тому, что люди, входящие в него в качестве естественных лиц, «сами полагают решения, согласованно высказываемые большинством из них в качестве избирательной воли этого единого, имеющего личностный характер воображаемого существа». В этом и состоит мистическая тайна репрезентации.


В исторической перспективе социальное развитие всегда направлено, как полагал Ф. Теннис, от статусной формы существования к форме контрактной, договорной. При этом право как опосредующий волю и социальность элемент в любом случае выступает как совместная воля и в этом смысле является «естественным» правом, т. е. формой тех отношений, материей которых будет совместная жизнь или переплетение волевых сфер. Тогда естественная и простая (сущностная) воля общества становится конвенцией, соглашением, которое и представляет «естественное» право в этом «квазиобъективном разумении». Субъект такой воли не может быть задан ни всеобщим, ни особым контрактом в качестве единства, если оно уже не было установлено особым определением: после этого такие единства соотносятся друг с другом (так же, как и контракты), становясь объективно-реальными, только благодаря всеобщему охватывающему их единству. Последнее же, если оно представлено неким единым лицом (например, государством), может в свою очередь также утверждать и назначать другие, зависимые от него единства, которые не основываются на индивидуальных контрактах, но являются только «субъектами его отдельных массивов», частями этого тотального единства и избирательно-волевой сферы. Именно отсюда берет свое начало теория «юридического лица».




Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

139
Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!