Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392137602
Язык:
Объем текста: 240 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального

2. Политическое тело (corpus)

3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности

4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)

5. Солидарность: пространство, центр и периферия

Глава II. «Органический» правопорядок и правовой «солидаризм». 1. «Имперская» форма целостности (Ю. Эвола)

2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения

3. Суверенитет и политическая власть

4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги)

5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)

6. «Естественное право» и порядок

Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации

2. Институты, процедуры и рационализация

3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)

4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»

5. Структуры и функции (организация как «вещь»)

6. Разделение властей и функций: роль институтов

Глава IV. Воображаемое социальное единство: политико-правовой аспект. 1. Воображаемое и символическое

2. Анонимное (воображаемое) господство

3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)

4. «Воля народа» как политическая мотивация единства

5. Правящие и управляемые

6. Эмоции солидарности: страх и тревога

Глава V. Номос: правовая локализация пространства. 1. Политическая локализация: «стены» и границы «империи»

2. Право для государства: нормативистская локализация

3. Право без границ: солидаристская локализация

4. Закон для пространства

5. «Номос» «больших пространств»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)


Когда Ганс Кельзен путем сложных логических умозаключений приходил к определению «основной нормы», он останавливался перед ее первоначальным значением, вынужденно вводя в систему своих силлогизмов понятие трансцендентально-логического постулата, с которым не собирается иметь дела. Когда юристы сознательно или бессознательно истолковывают субъективный смысл и цели создания первичных правовых актов (конституций) как некий объективный правопорядок, не сводя действительность этого порядка к некоей высшей «метаправовой» норме, установленной властной инстанцией, вышестоящей по отношению к правовой власти, тогда они под правом понимают исключительно позитивное право. В любом случае, при позитивистском исследовании отправной точки, генерирующей всю правовую систему, этот источник остается непроявленным. Но поскольку сама логика исследования предполагает его наличие, делается оговорка или допущение о существовании некоей «первонормы». Другими словами, «основная норма» рассматривается как априори присущая любому позитивному правопорядку, и даже Кельзен при всем своем логически отшлифованном позитивизме не смог избежать включения в собственные рассуждения этого трансцендентного и метафизического понятия, на что и указывал Карл Шмитт, не соглашавшийся с утверждением Кельзена о том, что правопорядок и система права рождаются из априорного понятия единства. В центр, к истоку всей нормативности Шмитт ставил понятие решения, деционизм как таковой.


У Г. Кельзена «основная норма» не устанавливается властной инстанцией, она постулируется. Ее действительность не выводится из какой-то более высокой нормы — она сама является источником действительности всех других норм, стоящих ниже ее в иерархии и принадлежащих к одному порядку. Более того, именно «основная норма» конституирует само единство этого множества норм, всей системы. В ней содержатся и определение некоего нормотворческого фактора, некое уполномочивание нормоустанавливающей инстанции, или, проще говоря, правило, определяющее, каким образом должны создаваться все общие и частные нормы порядка, конституируемого этой «основной нормой». Каждая отдельная норма включается в определенный правопорядок и, как полагал Кельзен, вписывается в него не в соответствии со своим конкретным содержанием, а лишь в силу того, что она сама создана предусмотренным «основной нормой» способом: тем самым «основная норма» обеспечивает лишь основание действительности, но отнюдь не содержание образующих систему норм. Поэтому «основная норма» правопорядка — это не материальная норма (ее содержание считается непосредственно очевидным), она постулируется в качестве наивысшей конституирующей нормы, и уже из нее (как частное из общего) логическим и каузальным путем выводятся все остальные нормы. Поскольку «основная норма» определяет, указывает на основной фактор правотворчества (обычай, божественное установление или парламентское решение), ее условно можно назвать «конституцией» в смысле правовой логики, в отличие от конституции как нормативной вершины всей системы позитивного права; во всяком случае, «основная норма» — это исходный пункт для всей процедуры создания позитивного права. Сама же она — предустановленная априорная норма: Кельзен считал, что раз основанием действительности нормы может быть только какая-то другая норма, то уже само это допущение или постулат также является нормой. Конституция же как юридическая норма и Основной закон является только вторичной по отношению к «основной норме», которая может быть сформулирована в самой краткой форме следующим образом: «должно вести себя так, как предписывает Конституция». В связи с этим и все остальные нормы правопорядка послушно выстраиваются в соответствующую иерархическую структуру выше- и нижестоящих предписаний.




Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

139
Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!