|
ОглавлениеГлава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального 3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности 4. «Право солидарности» (Ф. Теннис) 5. Солидарность: пространство, центр и периферия 2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения 3. Суверенитет и политическая власть 4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги) 5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен) 6. «Естественное право» и порядок Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации 2. Институты, процедуры и рационализация 3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция») 4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм» 5. Структуры и функции (организация как «вещь») 6. Разделение властей и функций: роль институтов 2. Анонимное (воображаемое) господство 3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето) 4. «Воля народа» как политическая мотивация единства 6. Эмоции солидарности: страх и тревога 2. Право для государства: нормативистская локализация 3. Право без границ: солидаристская локализация 5. «Номос» «больших пространств» Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу2. Институты, процедуры и рационализацияТалкотт Парсонс рассматривал рационализированную и структурированную бюрократическую организацию как преимущественно политический феномен, поскольку в первую очередь она ориентирована на достижение коллективных целей. Будучи рационально структурированной системой, бюрократия с присущей ей деперсонификацией и анонимностью превращается в самовозрастающую структуру, непрерывно порождающую все новые и новые институции и пронизанную духом нормированности и нормотворчества. В ее недрах статус играет несравненно большую роль, чем личные качества и индивидуальные судьбы. Среди наиболее существенных черт феномена бюрократизации находится институализация ролей, производимая в виде распределения должностей и чинов с хорошо очерченными должностными функциями, полномочиями и «властями». Сами должности дифференцируются по двум основаниям — по функциям, выполняемым для организации и по месту данного статуса в иерархии или вертикали подчинения, вертикали власти. Институционализация как процесс расчленения социального целого, осуществляемый с целью более четкого выделения специфических функций и более эффективного их осуществления, как кажется, является основной политической заботой бюрократии. Макс Вебер видел в бюрократическом феномене двуликую, как Янус, организацию: с одной стороны, бюрократия представляет собой форму правления, основывающуюся на профессиональном знании и умении, с другой — власть, в той или иной степени зависящую от действия иррациональных (стихийных) элементов. Рационально выстраивая структуры и институты, бюрократия тем не менее не способна предвидеть всех последствий своих действий. И это обстоятельство обусловливает некоторые важные особенности самого функционирования системы, так, например, подчинение как структурированное отношение, подкрепленное правовой регламентацией, в системе бюрократии требуется и существует прежде всего как самоцель, когда учитывается не только более высокая компетенция и, следовательно, авторитет вышестоящего чиновника, но прежде всего его формальный статус. (С таким подходом связывается и соответствующее разделение бюрократии на «представительную» и опирающуюся на наказание и репрессию. Для «представительной» бюрократии характерно обладание властью, основанной на знании и умении; бюрократии, опирающейся на репрессию, свойственна власть, основанная на простом ее пребывании в должности, а также одностороннее принятие правил организации, которое обеспечивается с помощью угроз и наказаний, когда повиновение уже превращается в самоцель). С этой точки зрения организация есть социальная система, порожденная формально вводимыми процедурами, а не просто саморазвивающимися силами. Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством! |