Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392137602
Язык:
Объем текста: 240 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального

2. Политическое тело (corpus)

3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности

4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)

5. Солидарность: пространство, центр и периферия

Глава II. «Органический» правопорядок и правовой «солидаризм». 1. «Имперская» форма целостности (Ю. Эвола)

2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения

3. Суверенитет и политическая власть

4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги)

5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)

6. «Естественное право» и порядок

Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации

2. Институты, процедуры и рационализация

3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)

4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»

5. Структуры и функции (организация как «вещь»)

6. Разделение властей и функций: роль институтов

Глава IV. Воображаемое социальное единство: политико-правовой аспект. 1. Воображаемое и символическое

2. Анонимное (воображаемое) господство

3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)

4. «Воля народа» как политическая мотивация единства

5. Правящие и управляемые

6. Эмоции солидарности: страх и тревога

Глава V. Номос: правовая локализация пространства. 1. Политическая локализация: «стены» и границы «империи»

2. Право для государства: нормативистская локализация

3. Право без границ: солидаристская локализация

4. Закон для пространства

5. «Номос» «больших пространств»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)


Организмический взгляд на сущность государства предполагает в качестве определяющего фактора социального единства единство воли: государство в своей сущностной интериорности является не только этической волей, но и полным самосознанием. Оно располагает своим собственным внутренним существованием только тогда, когда все его внешние признаки (территория, население, карающая сила власти и т. п.) приобретают свою собственную ценность из этой самой воли, которая их признает и нуждается в них как в необходимых и конституирующих элементах исторической и актуальной формы государственности. Само государство формируется, непрерывно обновляясь и выступая как олицетворенная идея, которая творит сама себя при помощи мысли. Поэтому и сама история есть прежде всего дух, а связанные с ним акты являются только тканью истории, и в этой ситуации индивиды — только представители и символы этих актов, не обладающие ни собственной реальностью, ни собственной инициативой. В качестве социального существа индивид, проявляющий личную активность, ориентирует и приспосабливает ее к общим тенденциям, имеющим место в самом социальном организме, тем самым он действует подобно тому, как действует орган в едином живом теле. Включенный в хаотический жизненный поток человек выбирает, руководствуясь как разумом, так и случайностью, определенные ориентиры, позволяющие ему осознавать и, как ему кажется, понимать окружающую социальную среду: из суммы индивидуальных представлений складывается некая равнодействующая направленность, которую можно определить как вектор политического. Факторы, ведущие к такому суммированию индивидуальных представлений и воль, могут быть самыми разными, и за процессом формирования «реальной» картины мира могут стоять как субъективные, так и объективные обстоятельства. Во всяком случае сформулированная «реальность» политического не может отражать всей полноты индивидуальных устремлений каждого отдельного участника процесса и являет собой уже совсем особую и специфическую данность: за политическим сознанием стоят непознанные до конца иррациональные и спонтанные силы, побуждающие к действию и тем самым ведущие к непредсказуемым результатам.


Представляется, что политизированный разум не может достаточно эффективно противостоять деполитизированному разуму, и здесь он выступает как завоеванный, сокрушенный, пассивно подчиняющийся разум. Миф о том, что только одно какое-то, но по-настоящему истинное решение все же существует, только «затемняет наше понимание политики, и во всех подобных вопросах только случайные и ненадежные увязывания и улаживания могут быть достигнуты при помощи политических средств» (Б. Жувенель). По-настоящему политической ситуацию делает тот факт, что сама система связей, в которой она существует, в принципе не допускает никакого окончательного разрешения: подлинно политическая проблема возникает только тогда, когда предлежащие факты противоречивы по существу, т. е. когда данная проблема неразрешима. Здесь возможны компромисс, эволюционирование, умиротворение, различные методы использования власти, но и все это еще не есть решение. И поскольку современный человек все более настойчиво требует именно окончательного решения проблем, то миф о решении начинает постепенно вытеснять из нашего сознания чувство относительной и ограниченной природы всякого по-настоящему политического решения, политизация реально существующей проблемы позволяет избегать именно этой реальности: «То, что истинно и реально скрывается за политикой».




Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

139
Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!