|
ОглавлениеГлава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального 3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности 4. «Право солидарности» (Ф. Теннис) 5. Солидарность: пространство, центр и периферия 2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения 3. Суверенитет и политическая власть 4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги) 5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен) 6. «Естественное право» и порядок Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации 2. Институты, процедуры и рационализация 3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция») 4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм» 5. Структуры и функции (организация как «вещь») 6. Разделение властей и функций: роль институтов 2. Анонимное (воображаемое) господство 3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето) 4. «Воля народа» как политическая мотивация единства 6. Эмоции солидарности: страх и тревога 2. Право для государства: нормативистская локализация 3. Право без границ: солидаристская локализация 5. «Номос» «больших пространств» Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу2. Анонимное (воображаемое) господствоПсевдорациональность современного общества — только одна из исторических форм воображаемого; эта форма произвольна в своих конечных целях, что становится особенно очевидным, когда она полагает саму себя в качестве последней и абсолютной цели, тем самым устремляясь к пустой и формальной рационализации. Яркими примерами этого процесса являются феномены бюрократизации и технизации: так, автономизация техники, утратившая в этой ситуации всякую меру и уже не служащая более никаким точно определенным целям, обретает в мире непосредственно ощутимые формы, которые часто несут в себе прямую угрозу. При всем при том бюрократическая вселенная остается насквозь пропитанной воображаемым, и очевидно, что существует целая система позитивных воображаемых смыслов, определяющих механизм этой вселенной. Но саму систему можно воссоздать, лишь исходя из некоторых «фрагментов и указаний, предоставленных нам инструкциями по организации», при этом все чаще в настоящее время «фантазм организации как хорошо смазанной машины сменяется фантазмом саморегулирующейся и саморасширяющейся машины». В этом и заключена квинтэссенция бюрократического существования, синонимом которого является «организация». С этой точки зрения кажется, что вся сущность мира заключена исключительно в его сводимости к системе некоторых формальных правил, да и сама реальность как бы существует лишь в той мере, в какой она может быть зарегистрирована: «Бюрократический мир автономизирует рациональность всего лишь в одном из ее моментов — в моменте рассудочного... игнорирующего вопросы оснований, целостности... Этот мир по большей части живет в универсуме символов», который отнюдь не воспроизводит реальности и вовсе не является необходимым для манипуляции ею или для ее осмысления. Он только доводит до предела спонтанную автономизацию чистого символизма. Но рациональность бюрократии кажется таковой лишь ей самой. Подкрепленная собственной символической логикой, эта рациональность как будто призвана свести в единство все многообразие реального мира, который становится другой частью ее существования, ведь организация как цель и процесс всегда остается сверхзадачей рациональной бюрократии. При этом реальные средства для достижения этой цели, как и реальные результаты (не говоря уж о реальных мотивациях), остаются вне поля зрения бюрократии: способом ее бытия всегда и повсюду является одно только властвование (в самом широком понимании этого слова), которое осуществляется посредством повсеместного нормирования, составляющего другой аспект бытия бюрократии. Исходя из рациональных посылок оба эти проявления — властвование и нормирование — при этом остаются в сфере воображаемого и тем самым ведут к не менее иррациональным и непредсказуемым последствиям: рациональность непрерывно порождает иррациональное. Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством! |