|
ОглавлениеГлава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального 3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности 4. «Право солидарности» (Ф. Теннис) 5. Солидарность: пространство, центр и периферия 2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения 3. Суверенитет и политическая власть 4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги) 5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен) 6. «Естественное право» и порядок Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации 2. Институты, процедуры и рационализация 3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция») 4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм» 5. Структуры и функции (организация как «вещь») 6. Разделение властей и функций: роль институтов 2. Анонимное (воображаемое) господство 3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето) 4. «Воля народа» как политическая мотивация единства 6. Эмоции солидарности: страх и тревога 2. Право для государства: нормативистская локализация 3. Право без границ: солидаристская локализация 5. «Номос» «больших пространств» Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)Идея институционального символизма как адекватного выражения функциональности и глубинных социальных отношений возводит в постулат существование некоей субстанции, предшествующей появлению институтов. Эта идея предполагает, что социальной жизни как таковой уже «есть что сказать» еще до появления самого языка, на котором это будет высказано, и то, что она может в этом случае высказать, можно считать совершенно реальным. Реальные социальные отношения «всегда институционализированы и не только потому, что они оформлены юридически (чего как раз часто не происходит) — они представлены как универсальные, символические и санкционированные формы деятельности», только возникая, социальное отношение сразу же находит свое воплощение в определенном институте. Социальные институты рождаются не по воле властвующего субъекта, использующего для их создания и оформления рациональный юридический метод, но (не утрачивая своего свойства и способности к принуждению) возникают из недр самой социальной жизни, в которой действует бесчисленное множество сил и факторов, из которых слагается или, точнее, во взаимодействии которых проявляется феномен реальной власти. Институты образуют своеобразный ландшафт, контуры которого формируют образ самого социума. Представляющаяся взору картина имеет рельефные очертания, сохраняющиеся благодаря многообразию составляющих ее институциональных образований. Институты содействуют не только структурно-функциональному соединению составляющих целостность частей, но и ее достаточно четкой дифференциации. Всякая социальная и политическая целостность существует лишь благодаря ее внутреннему членению и за счет функционирования своих отдельных частей. Вся история построения идеальных политических моделей отмечена интенсивным поиском оптимального соотношения целого и частностей в их взаимодействии: в политической терминологии этот поиск свелся (уже к XVII веку, а на практике уже в античную эпоху) к формуле «сдержек и противовесов, с помощью которых предполагалось создать политически мощный социум, лишенный однако деспотических крайностей тирании». Уже в политической истории римской республики (которая, по мнению Генри Мена, стала образцом для подражания для многих современных государственных образований) имело место появление так называемого среднего политического строя — модели, ранее описанной Аристотелем, — обусловленного наличием определенного баланса политической власти, установленного между различными социальными группами и создающего «своеобразную игру сил, противодействующих процессу разделения и дифференциации общества». Такой баланс власти должен был найти свое место и отражение в системе политических институтов, обеспечивая тем самым стабильность власти и не позволяя «процессу конституционных исправлений принять наиболее яростные и мятежные формы». Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством! |