Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392137602
Язык:
Объем текста: 240 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального

2. Политическое тело (corpus)

3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности

4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)

5. Солидарность: пространство, центр и периферия

Глава II. «Органический» правопорядок и правовой «солидаризм». 1. «Имперская» форма целостности (Ю. Эвола)

2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения

3. Суверенитет и политическая власть

4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги)

5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)

6. «Естественное право» и порядок

Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации

2. Институты, процедуры и рационализация

3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)

4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»

5. Структуры и функции (организация как «вещь»)

6. Разделение властей и функций: роль институтов

Глава IV. Воображаемое социальное единство: политико-правовой аспект. 1. Воображаемое и символическое

2. Анонимное (воображаемое) господство

3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)

4. «Воля народа» как политическая мотивация единства

5. Правящие и управляемые

6. Эмоции солидарности: страх и тревога

Глава V. Номос: правовая локализация пространства. 1. Политическая локализация: «стены» и границы «империи»

2. Право для государства: нормативистская локализация

3. Право без границ: солидаристская локализация

4. Закон для пространства

5. «Номос» «больших пространств»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



6. Разделение властей и функций: роль институтов


Как замечал Морис Ориу, на первой стадии становления социальной организации «власти» разделяются с целью перво-наперво обеспечить общее равновесие системы и лишь затем, уже некоторое время спустя, уже сами они распределяются по отдельным дифференцированным функциям. Таким образом, задача установления баланса и равновесия всегда предшествует постановке задачи по разделению. Да и само разделение происходит не потому, что функции «властей» уже имеют некоторую тенденцию к такой дифференциации, а исключительно для того, чтобы уравновесились соответствующие им и конкурирующие между собой силы. Лишь позже уже разделенные равновесиями «власти» обращаются к дифференцированным социальным функциям.


Когда-то римляне, учитывая это обстоятельство, заменили одного своего царя сразу двумя консулами и это было сделано исключительно в целях достижения политического равновесия и умерения претензий власти. Такое «дробление» власти настолько их удовлетворило, что и многие последующие избираемые и назначаемые ими должностные лица (преторы, цензоры, эдилы) стали существовать и действовать в «двойном числе»: коллегиальность руководящих и властных органов со свойственной ей альтернативностью и способностью обеспечить дискуссию была призвана прежде всего установить политическое равновесие. Конституционное право в связи с этим должно было учитывать тот факт, что разделение реальной власти осуществляется как по пути разделения «властей», так и по пути разделения функций. Однако отдельные «власти» оказывались не более чем только частями общей властной компетенции, неделимого в принципе суверенитета и выполняли по сути только роль «представителей» этой единой и неделимой власти. Разделенные же функции представлялись отдельными аспектами реализации все той же единой власти, напоминая некоторым образом «автономную» деятельность отдельных органов и членов целостного организма.


Леон Дюги, самым категорическим образом возражавший против персонификации государства как особой личности, в своем увлечении идеей целостной и нераздельной «солидарности» полностью отрицал также и теорию разделения властей: действительно, существуют конституционные органы, конституционные функции, но вовсе не существует каких-то отдельных конституционных «властей», подчеркивал он. Фактическое существование правительственной власти отнюдь не связано с наличием права этих «властей» отдавать приказания, так как изъявление воли правящих имеет правовое значение лишь в том случае, если ее содержание совпадает с социальной нормой, т. е. объективным правом. Само же правительство является только внеправовым фактом, поэтому не существует и никакого законного основания самой политической власти: суверенитет, публичная власть — все это силы, которые главенствуют только потому, что они являются самыми мощными силами в государстве, но все это не имеет никакого отношения к праву, поэтому и позитивный закон не имеет императивного значения, если он по своей сути не совпадает с идеальной правовой нормой. Власть по самой своей природе неразделима, ее внутренней целью всегда остается стремление к единству того порядка, который ее олицетворяет, будь это обезличенная «солидарность» и закон или персонифицированный статус (правитель, «народ» и т. п.). Реальная политическая сила предшествует правовому оформлению, политика опережает закон (который стремится ограничить, задержать ее течение, придать ей устойчивые формы, но тем самым угрожает ее вовсе уничтожить); институты становятся материализацией предписаний закона, а заодно и его детализацией, разделением правового целого.




Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

139
Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!