Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392137602
Язык:
Объем текста: 240 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального

2. Политическое тело (corpus)

3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности

4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)

5. Солидарность: пространство, центр и периферия

Глава II. «Органический» правопорядок и правовой «солидаризм». 1. «Имперская» форма целостности (Ю. Эвола)

2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения

3. Суверенитет и политическая власть

4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги)

5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)

6. «Естественное право» и порядок

Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации

2. Институты, процедуры и рационализация

3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)

4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»

5. Структуры и функции (организация как «вещь»)

6. Разделение властей и функций: роль институтов

Глава IV. Воображаемое социальное единство: политико-правовой аспект. 1. Воображаемое и символическое

2. Анонимное (воображаемое) господство

3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)

4. «Воля народа» как политическая мотивация единства

5. Правящие и управляемые

6. Эмоции солидарности: страх и тревога

Глава V. Номос: правовая локализация пространства. 1. Политическая локализация: «стены» и границы «империи»

2. Право для государства: нормативистская локализация

3. Право без границ: солидаристская локализация

4. Закон для пространства

5. «Номос» «больших пространств»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»


Разнообразные комбинации политических институтов складываются в структуры, которые принято однозначно обозначать именем того или иного конкретного режима или формы правления. Независимо от того, оформляется ли многообразие сил в систему, в которой центром власти является одно лицо, группа лиц или «безличный закон», любую из таких систем можно рассматривать как единое лицо и персону. Если исходить из предпосылки, что власть может быть только персонифицированной, то волей-неволей приходится искать именно один, основной, доминирующий центр. При этом наличие сложной системы институтов отнюдь не облегчает такой поиск: институты в этой ситуации составляют сложное нагромождение декораций на политической сцене, за которыми до поры укрывается истинный режиссер спектакля — реальная власть.


Уже Генри Мен отмечал значительное затруднение, которым сопровождаются поиск и определение в системе сообщества действительного неноминального центра власти. Вместе с тем везде, где есть «независимое политическое общество, не находящееся в состоянии анархии, там неизбежно должен быть и верховный властитель» — вопрос об определении его характера есть только вопрос установления факта, не относимый к проблеме права или нравственности. Понятие же закона явно находится в самой тесной связи с двумя другими: понятием «порядка» и понятием «силы». Томас Гоббс, учитывая это обстоятельство, делал различия между сообществами по способу получения власти и степени ее легитимности: сообщества по установлению, в которых суверенная власть приобретается посредством соглашения, и сообщества по принуждению, в которых суверенная власть приобретается силой. Но в том и другом случае люди признают своего себе суверена одинаково движимые чувством страха — либо друг перед другом (когда им нужен защитник закона), либо перед самим сувереном. «Ни один монарх не имел достаточной силы, чтобы подчинить людей своей воле. Он силен и его боятся, зная, что исполнительные органы [институты. — И. И.] будут подчинены ему и будут выполнять его приказы. Поэтому неизбежно должна существовать какая-то сила приказа, которая предшествует страху или... полностью на нем основывается. Таково происхождение власти, которая устанавливает все различия между различными типами монарха, а также оказывает огромное влияние на его действительную функцию». Тот же Генри Мен отмечал, что верховный правитель как статус независимо от того, воплощен ли он в индивидуальном или коллективном лице, прежде всего должен заключать в себе качество отдельного лица или персоны, чтобы стать определяемым для восприятия всех остальных: если верховная власть сосредоточивается не в индивиде, то тогда и группа лиц, получившая ее, должна располагать такой способностью к персонификации, а следовательно, и способностью к корпоративной или коллегиальной деятельности. При этом политические мнения этой группы постулируются как мнения всего или большинства общества.




Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

139
Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!