Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392137602
Язык:
Объем текста: 240 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. «Тело власти», или corpus. 1. Господство социального

2. Политическое тело (corpus)

3. Секты и «воображаемые общества»: частный случай солидарности

4. «Право солидарности» (Ф. Теннис)

5. Солидарность: пространство, центр и периферия

Глава II. «Органический» правопорядок и правовой «солидаризм». 1. «Имперская» форма целостности (Ю. Эвола)

2. Политическая целостность и «орденская» форма объединения

3. Суверенитет и политическая власть

4. Юридическое лицо и юридическая солидарность (Л. Дюги)

5. «Основная (базовая) норма» (Г. Кельзен)

6. «Естественное право» и порядок

Глава III. Социальные (политические) институты и власть. 1. Две модели организации

2. Институты, процедуры и рационализация

3. Система сдержек и противовесов («правильно устроенная конституция»)

4. Персонификация власти: «государственный абсолютизм»

5. Структуры и функции (организация как «вещь»)

6. Разделение властей и функций: роль институтов

Глава IV. Воображаемое социальное единство: политико-правовой аспект. 1. Воображаемое и символическое

2. Анонимное (воображаемое) господство

3. «Деривации» и подчинение закону (В. Парето)

4. «Воля народа» как политическая мотивация единства

5. Правящие и управляемые

6. Эмоции солидарности: страх и тревога

Глава V. Номос: правовая локализация пространства. 1. Политическая локализация: «стены» и границы «империи»

2. Право для государства: нормативистская локализация

3. Право без границ: солидаристская локализация

4. Закон для пространства

5. «Номос» «больших пространств»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



5. Структуры и функции (организация как «вещь»)


В современной политической социологии легитимизация нормативного порядка общества определяется чаще всего через институционализацию системы ценностей, каждая из которых затем становится частью конкретной нормы, интегрированной в легитимный порядок. Таким образом, в системе норм, которые управляют лояльностями, права и обязанности различных групп должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом. «С иерархической точки зрения, нормативное упорядочение социального сообщества в терминах членства подразумевает существование стратификационной шкалы — шкалы признаваемого и легитимизированного... престижа входящих в это сообщество в качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей». Поэтому оно должно быть скоординировано и с универсальными нормами, определяющими статус членства, и с разделением функцией коллективов, статусов и ролей, которое само по себе еще не предполагает наличия иерархий. Разделение на функции и реализующие их институты происходит на фоне неделимости объединяющей ценности или идеи, которые подобно власти также неразделимы. Привычка, традиция и обычай гарантируют это единство.


Традиционные процедуры сливаются с актами нормотворчества, при этом большую роль играют именно процедурные формы, рутина и повторяемость делают их более устойчивыми, а текущие социальные потребности отрабатывают и шлифуют их в соответствии с рациональными планами и представлениями законодателя. Стабильность базируется на согласованности, и не случайно поэтому именно договорная форма как универсальный феномен представлялась политическому мышлению (вплоть до XVIII века) наиболее значимой для достижения этой цели: здесь форма как таковая отождествлялась с нормой. В обществе, где существовало государство, но еще не было монополии на легитимированную власть и принуждение, в обществе с переплетением конкурирующих легитимностей ритуальная процедура (такая, как, например, «клятва») создавала необходимый порядок и мир для тех, кто принимал ее. Если право не было гарантировано посредством принуждения, которое осуществляли институты власти, то оно могло быть обеспечено путем «сговора» («соглашения», «конвенции», «консенсуса»), что обеспечивалось сначала посредством договоренностей и соглашений, а затем уже посредством социального давления, которое оказывал уже институционализированный договор как на внутреннюю, так и на внешнюю социальную среду. По Максу Веберу, речь здесь шла уже не только о целевом договоре, но и о договоре статусном, поскольку такого рода обязательства всегда базировались на вполне определенных ценностных установках. Нужно заметить, что этим были обусловлены не только социально-политическая деятельность подобных форм «сговора» в современном обществе, но также и длительность их существования, а следовательно, и их историческое реальное функционирование в качестве «культур».




Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

139
Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Юридическая Исаев И.А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние

Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений «власти» и «закона», остро актуальной теме социальной солидарности. Проблема освещается в самом широком плане: исследуются психологические, политические, юридические аспекты солидарности. Значительное внимание уделяется анализу юридических «солидаристских», геополитических, антропологических и иных концепций солидарности. Исследуются различные представления, касающиеся вопросов установления границ, локализации политического пространства, специфики политических институтов, использования политических эмоций и фантазий. Наряду с раскрытием политической и правовой специфики солидарности как явления и состояния исследуются ее метафизические и философские основы. <br />             Работа рассчитана на специалистов в области политической философии, истории правовых и политических учений, аспирантов и студентов юридических вузов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами власти и социальной солидарности.

Внимание! Авторские права на книгу "Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!