Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



«Неслыханная к баталии охота»
(геополитические фантазииимперских завоевателей)


Войска показывали почти неслыханную к баталии охоту и весьма
желали, чтобы к неприятелю как наискорее приблизиться.


Фельдмаршал граф Миних


Пишу книгу о войне… Почему о войне?
Потому что мы военные люди — мы или воевали, или готовились к войне.
Если присмотреться, мы и думаем по-военному. Дома, на улице.
Поэтому у нас так дешево стоит человеческая жизнь. Все, как на войне.


С. А. Алексиевич


Сегодня Россия вызывает интерес во всем мире, быть может, и нездоровый.


Во многих краях недоумевают: отчего русские по-прежнему столь воинственны и столь своеобразно «духовны» (в стиле мифа о загадочной русской душе)? Ответ не так уж прост. Но он, безусловно, интересен для нас и достаточно важен для всего мира.


Откуда берется воинственность, а нередко и беззаветная отвага рядового бойца?


Описанная в первых главах этой книги сложность человека, силою обстоятельств превращенного в воина, постепенно умирает в глубине его души, от нее остается лишь мучительный аромат чего-то несбывшегося. Все сохранившееся становится проще и грубее. И во что же, теряя сложность, превращается его Я вместе со съежившейся частью его подсознания? Обычное дело: в стандартного солдата империи, привыкшего подчиняться, отвыкшего размышлять, но при этом нередко храброго и упорного. Впрочем, это в лучшем случае. А то и в холопа, прирожденного раба, готового на все. Или — в механистических обществах — в стандартного винтика огромной бездушной машины.


Завоеватели прошлого, от Александра, Аттилы и Чингисхана до Наполеона, Гитлера и Сталина, могли бы оставить сказку о своем солдате, о его простой, веселой, жестокой душе. Но также могли бы, не стесняясь, поведать предельные завоевательные планы — свои и своих генералов.


Любопытно было бы почитать, например, мемуары (кабы они были написаны) султана Мехмеда IV, осадившего Вену осенью 1683 года. Численно турки, которыми командовал великий визирь Кара-Мустафа. превосходили защитников австрийской столицы более чем в десять раз. Город уже готовился к сдаче, но в последний момент подоспели на помощь храбрые гусары польского короля Яна Собеского. Центральная Европа была спасена от османского нашествия. История, однако, сохранила сведения о стратегических мечтах Кара-Мустафы. Он планировал завоевание всех германских земель между Дунаем и Рейном и превращение их в провинцию турецкого мира, в которой надеялся стать полновластным наместником. Но в итоге огромная турецкая армия была разгромлена, сам великий визирь бежал и по приказу султана был казнен в Белграде в конце 1683 года. А если бы он Вену взял? Не захотелось бы тогда воинственному султану двинуть свои полчища на Париж? Но вышло иначе. Непобедимые прежде турки покатились назад и о завоевании Европы больше не думали. Сам же Мехмед, обвиненный в целой серии неудач, в 1687 году был отстранен от власти и вскоре умер в тюрьме.


Ближе к нашим временам не лишним будет вспомнить подход к судьбам Европы и мира одного из основателей геополитики шведа Рудольфа Челлена (своеобразный зеркальный ответ на турецкие мечты XVII века). Швед, который холодно и цинично ставил силу выше закона, понимал при этом, что его родина недостаточно сильна для самостоятельного осуществления масштабной геополитической стратегии завоеваний, ввиду чего выдвинул концепцию Срединной Европы, в которой Швеции отводилась роль участника союза. В начале ХХ века в качестве мировых сил он рассматривал четыре страны — Британскую империю, Америку, Россию и Германию. Последняя, по его замыслу, должна была стать силовым центром Срединной Европы. После Первой мировой войны он пришел к выводам, что раскладка сил изменилась и что мир может оказаться во власти нового мирового гегемона в лице Америки (подчинившей себе еще достаточно мощную Великобританию). Срединная Европа (Mitteleuropa) по мысли Челлена должна была принять этот вызов. Ее геополитическое пространство следовало неуклонно расширять вдоль и вокруг железной дороги от Берлина до Багдада (любопытно, что проект подобной дороги выдвигался еще в XIX веке и его активно поддерживал молодой тогда император Вильгельм II). Подобное расширение включало Турцию, Ближний и Средний Восток, Северную Африку, а также Кавказ и Украину, в результате чего Средиземное и Черное моря вместе с Персидским заливом стали бы «внутренним европейским водоемом». Это открывало новой, расширенной Европе возможность создать достойную конкуренцию союзу Америка — Великобритания.


При этом следует учесть, что политические взгляды Челлена представляли собой «причудливую смесь» консерватизма и «народного социализма». Однако они сумели оказать заметное влияние на левое движение в Швеции, да и на всех скандинавских социал-демократов (отчасти отсюда и современная концепция «шведского социализма»). Забавно в этой связи припомнить, что свою партию Адольф Гитлер тоже пытался определить как «рабочую и социалистическую». Что касается его геополитических планов, то их сходство с наследием Челлена можно наблюдать на карте движения вермахта. Гитлер присоединил (на короткое время) Украину и часть Кавказа, Норвегию, Данию, Голландию, Бельгию, Югославию, Грецию, Францию, воевал (поначалу успешно) в Северной Африке, а дальним его прицелом был Ближний Восток и персидская нефть. Чем не «срединный европеец»!


Геополитическая роль России на карте Челлена просматривалась смутно. А у России, оказывается, был свой взгляд, да покрупней «срединно-европейского». В нем читался замысел мирового масштаба. И начал складываться он чуть ли не с XVI века, с начального периода «собирания земель».




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!