|
ОглавлениеФеномен «гражданского рабства» Два проекта мирового развития: вождь или вече «Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей) «Татарский абсолютизм» и личность Российское Возрождение: третья волна Небесная Европа: взгляд из России Небесная Европа и русская литература Разговор с «просвещенным сталинистом» Брахман, Атман и великое блаженство Блок, Эйнштейн и новейшая физика Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуИдея империи и глобусКогда мы овладеем всеми этими шарами вселенной, Отдельно добавим несколько слов о «Гренаде». Светлов, и это совершенно ясно, написал, быть может, противоречивое, но гениальное стихотворение, как подтвердили и высочайшая оценка Цветаевой, и множество прочих отзывов, и даже то, что Маяковский иные свои выступления той поры открывал именно этими стихами. Около двадцати композиторов разных стран написали музыку на эти стихи — мировой рекорд. Более того, «Гренаду» продолжают исполнять и сегодня. И, как это ни удивительно, она звучит по-прежнему свежо — во всей своей романтике, восторженном подъеме и во всей своей неизбывной тоске… Всего лишь двумя строками о покинутой хате поэту удалось выразить некий всеобщий принцип. Эти две строчки можно назвать одновременно памятником и эпитафией всем безымянным пассионариям ушедших веков и тысячелетий… Сколько их было — от солдат Ганнибала и Цезаря до воинов наших дней, чьих имен мы не знаем и не узнаем никогда? Они не понимали, да и не могли понять, за что отдают свои жизни, но делали это — в большинстве своем — страстно и честно. И это один из самых удивительных уроков истории. Нас, помимо прочего, не может не волновать то обстоятельство, что поэт Светлов в этом сочинении (сам, возможно, до конца этого не понимая) ярко высветил Россию как носительницу (по крайней мере, как одну из самых заметных) некоего исторический проекта всемирного значения, словно бы замысла Высших сил, — замысла, соединяющего людей, интегрирующего их в планетарную общность. На такие метафоры и ассоциации способна только поэзия. В XXI столетии мы уже в состоянии заметить, что с позиций глобализма (которые теоретически пока сыроваты, но довольно быстро оперяются) по-иному смотрится история империй. Британской в первую очередь, французской, испанской, турецкой (Османской), и в чем-то лишь почти виртуальной, но добрую тысячу лет тянущей свой срок «Великой Римской империи германской нации»… Португалия, Бельгия и Голландия тоже захватили колонии в далеких странах, но оказались просто физически малы. Тут снова следует припомнить один из важнейших принципов диалектики развития: высший этап развития — ключ к пониманию предыдущих. Он переворачивает взгляд на историю, да и на саму методологию исторического анализа. Он обращает вспять историческое время и причинно-следственные цепи. Тут мы вновь должны вспомнить про реальную значимость той самой целевой причинности, о которой впервые заговорил еще Аристотель и которую мы уже упоминали. Будущая цель, замысел несут в себе главный груз, это они диктуют, каким быть прошлому, это они определяют многое (если не все!) в этапах предыдущих, так сказать, подготовительных. Соответственно, изучать и анализировать их всерьез можно только с новоприобретенных высоких позиций, придающих взору немыслимые ранее глубину, широту и ясность. Выходит, что мы, исходя из идеи единого планетарного человечества, можем, а, скорее, должны по-новому взглянуть на всю историю завоеваний, на долгую, разветвленную цепь строительства империй и их развала. Ибо в этой насыщенной разнообразными событиями истории одни действия совершались во имя этой великой цели (как правило, даже и без осознания этого), а другие — с целями противоположными (рассорить народы и понастроить границ и барьеров). Таким образом, мы получаем не только основной ключ, но и систему критериев для оценки исторических событий и заметных культурных движений и отдельных ярких явлений. Вот почему сегодня мы вправе дать новое не столько определение, сколько понимание исторического смысла как самих империй, так и их имперской, завоевательной политики. Это новое понимание можно задать примерно в такой стилистике: империя — это попытка объединить единой властью (в идеале — еще единой идеологией, культурой и хозяйственной практикой) множество стран и народов в смутной надежде на будущую общую мирную жизнь и процветание. При этом мы прекрасно осведомлены о том, что практически все империи прошлого совершали эти попытки с негодными средствами, без какого-либо исторического понимания собственных действий, а потому неизбежно их попытки были обречены на провал — рано или поздно. При этом необходимо ясно понимать, что так называемое будущее единое человечество, не выдумка, не прожект, не пустые мечтания. Это единственно возможная реальность ближайших столетий и даже десятилетий. В обстановке стремительно растущих технологий (многие из которых могут стать планетарно-смертельными) человечество обречено или объединиться, или погибнуть. Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством! |