|
Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
19.02.2018 |
ISBN: |
9785392265787 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
345 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Вступление
Кто я?
Я и Оно
Феномен «гражданского рабства»
Кто мы?
Средство действия — свобода
Тайна Пушкина
Два проекта мирового развития: вождь или вече
«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)
Христианство, Маркс и казарма
Царьград, рухнувшая мечта
«Я хату покинул…»
Идея империи и глобус
«Татарский абсолютизм» и личность
Российское Возрождение: третья волна
Небесная Европа: взгляд из России
Небесная Европа и русская литература
Некрофилия большевиков
Разговор с «просвещенным сталинистом»
Великое христианское Кольцо
Брахман, Атман и великое блаженство
Крысолов и мировой театр
Блок, Эйнштейн и новейшая физика
Провал проекта «Инобытие»
Я земное и Я космическое
Приложение 1
Приложение 2
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
«Я хату покинул…»
Народ идет к гибели, если он смешивает свой долг с понятием долга вообще. Ничто не разрушает так глубоко, так захватывающе, как всякий «безличный» долг, всякая жертва молоху абстракции. Ф. Ницше
Прощайте, родные! Прощайте, семья! М. А. Светлов
Был такой плакат в России в 1919 году: земной шар опутан железными цепями, по которым бьет тяжелым молотом невысокий человек в пиджаке и кепке, и подпись: «Товарищ Ленин освобождает Землю от цепей». В ту пору плакат этот в России был понятен практически всем, тем более что освободить весь мир (для чего надо «завоевать» его) — старинная русская мечта, безличный «долг вообще». Военно-православное мессианство воспитывалось веками. В начале ХХ века оно сравнительно легко сменилось на военно-коммунистическое. При этом цель рисовалась могучей и светлой — планетарное человечество, единое и счастливое.
В декабре 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку из Франции: «Передай Светлову, что его Гренада — мой любимый — чуть не сказала: мой лучший — стих за все эти годы». Что ж, Михаилу Светлову многое удалось в его лучшем, по-видимому, стихотворении — и романтический ритм, напоминающий поэзию Гейне, и щемящее чувство «вечного боя», и беззаветное мужество, и глубинная человеческая тоска, равно относящаяся и к родному краю, и к дальним странам. А то, что тоска эта, комсомольская по внешности, изнутри пропитана мотивом имперским (а в итоге глобалистским), так об этом никто тогда и не догадывался, включая самого автора. Но главные строки именно об этом:
Я хату покинул, пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! Гренада, Гренада, Гренада моя!
Полыхает гражданская война, человек покинул родную хату, скачет где-то на лошади, изучая «грамматику боя, язык батарей». А в родном краю земля давно не пахана, хата покосилась, крыша прохудилась, жена с голодными детишками сидит на пороге и печально смотрит вдаль. А он? Он мечтает освободить Гренаду. Впрочем, он молод и скорее всего не женат, и детей у него нет, тем хуже. Он погибнет, так и не передав генетически роду своему честность, отвагу, горячее сердце. Знает ли он толком, где эта Гренада? Оказывается, он об этом в книге прочитал. Нужна ли тамошним крестьянам его беззаветная отвага? Откуда ему знать? Но его гонит жгучая энергия пассионария и смутное чувство некой всеобщей справедливости: «Свободу угнетенным народам!»
Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.
Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.
Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!
|