|
ОглавлениеФеномен «гражданского рабства» Два проекта мирового развития: вождь или вече «Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей) «Татарский абсолютизм» и личность Российское Возрождение: третья волна Небесная Европа: взгляд из России Небесная Европа и русская литература Разговор с «просвещенным сталинистом» Брахман, Атман и великое блаженство Блок, Эйнштейн и новейшая физика Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуСредство действия — свободаУдивительные люди эти американцы! П.И. Чайковский. Из дневника. 1891 Надо сказать, плутание между Я и Мы имело место в разных странах и культурах, но почти везде черты его были специфичны, а в стране эмигрантов, Америке, уж совсем на свой лад. Европейцу оставить родину навсегда, переплыть огромный океан на утлом парусном суденышке и на чужом берегу сроить заново свою жизнь — в XVII веке все это было непросто. Тут нужен был сильный характер. Ведь в новых землях его ожидал отнюдь не рай, судьба бросала ему немалый возов — гигантские невозделанные пространства и воинственные дикие племена. Нагрузка на индивидуальную психику была огромна. И в этой новой ситуации Мы, быть может, и неохотно, но вынужденно уступило первенство Я. Крепость отдельного кирпича оказалась важнее крепости стены. Зададимся в этой связи таким вопросом: путь Америки, более двухсот лет готовившейся к прыжку в мировые лидеры, что это — историческая случайность или торжество некоего основного принципа в построении общества? Как все это начиналось? Здесь имеет смысл дать выдержку из труда Алексиса де Токвиля. Молодой французский историк и дипломат в первой трети XIX столетия отправился в Северную Америку, далекую и малонаселенную территорию, на деле изучил идущие там демократические процессы и в книге, которая так и называлась — «Демократия в Америке» (1835 год), написал следующее: «Итак, настанет время, когда в Северной Америке будет жить полтораста миллионов жителей, равных между собою, которые все будут принадлежать к одной семье, все будут иметь одно историческое происхождение, одну цивилизацию, один язык, одну религию, одинаковые привычки и нравы и между которыми мысль будет обращаться, принимая одну и ту же форму и окраску. Все остальное остается сомнительным, но это достоверно. Вот, стало быть, совершенно новый факт в мировой истории, значение и последствия которого трудно себе представить даже в воображении. В настоящее время существуют на Земле два великих народа, которые, начав с различных точек, приближаются, по-видимому, к одной цели: это русские и англо-американцы. Оба они выросли незаметно; и когда взоры людей были обращены в другую сторону, они вдруг заняли место в первом ряду между нациями, так что мир почти в одно время узнал и об их появлении и об их величии. Все другие народы почти достигли пределов, предназначенных им природой: их задача только охранять приобретенное. Но эти два народа находятся еще в периоде роста. Все остальные остановились или подвигаются только с большими усилиями; лишь они одни идут легко и скоро по пути, которому глаз еще не может видеть конца. Американец борется с препятствиями, предоставляемыми ему природою; русский борется с людьми. Один воюет с пустынями и варварством, другой с цивилизацией, находящейся во всеоружии; поэтому завоевания американцев делаются плугом земледельца, завоевания русского — мечом солдата. Для достижения своей цели первый полагается на личный интерес и предоставляет свободу действий силам и разуму отдельных лиц. Другой сосредоточивает, так сказать, в одном человеке все силы общества. Для одного главное средство действия есть свобода, для другого повиновение. Их исходные точки различны, пути их тоже различны, однако, каждый из них предназначен, по всей видимости, тайной волею провидения держать когда-нибудь в своих руках судьбу половины мира». Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством! |