|
Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Философия |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
19.02.2018 |
ISBN: |
9785392265787 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
345 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Вступление
Кто я?
Я и Оно
Феномен «гражданского рабства»
Кто мы?
Средство действия — свобода
Тайна Пушкина
Два проекта мирового развития: вождь или вече
«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)
Христианство, Маркс и казарма
Царьград, рухнувшая мечта
«Я хату покинул…»
Идея империи и глобус
«Татарский абсолютизм» и личность
Российское Возрождение: третья волна
Небесная Европа: взгляд из России
Небесная Европа и русская литература
Некрофилия большевиков
Разговор с «просвещенным сталинистом»
Великое христианское Кольцо
Брахман, Атман и великое блаженство
Крысолов и мировой театр
Блок, Эйнштейн и новейшая физика
Провал проекта «Инобытие»
Я земное и Я космическое
Приложение 1
Приложение 2
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Я земное и Я космическое
Передо мною мир стоит Мифологической проблемой: Мне Менделеев говорит Периодической системой; Соединяет разум мой Законы Бойля, Ван-дер-Вальса — Со снами веющего вальса, С богами зреющею тьмой… Андрей Белый
Человечество должно перенести конфликты рыночных реформ и стать космической организацией, но для этого придется много работать и преодолевать существующие противоречия.
Для этого нужна сила в России, в российском космизме и в российском естествознании. Это — сила развития самой России как геополитического центра планеты и объединения на этой основе других геополитических центров.
Этого достаточно, чтобы быть оптимистами и видеть будущее.
В. П. Казначеев
Академик Казначеев, на протяжении десятилетий изучающий интеллект как особую космофизическую форму живого вещества, ученый фантастической глубины (мыслящий в стилистике Вернадского, но продвинувшийся дальше) и одновременно пленник идеи и темы русского космизма, многое предугадал относительно роли России в космической организации предстоящей жизни планеты, но, увлекаясь, он кое-что преувеличил, несколько сместив акценты. Сегодняшняя Россия не главный геополитический центр планеты. Увы! Она измельчала духовно и человечески. Ныне она на очень низком духовном уровне, включая не только мастеров культуры, но и внешне оживившуюся церковную верхушку (исключая лишь некоторое весьма малое количество людей, попрятавшихся в скитах, а также единичных интеллектуалов в башнях из слоновой кости. Влияние их еще не умерло до конца, оно еле тлеет. Однако это не отменяет того, что практически внезапно оно может обернуться лавиной. И все же пока почти на издыхании. Зато бесы разгулялись вовсю. Им сегодня привольно. Это прискорбный факт, но факт. Это трагическая ситуация планетарных масштабов. И эту проблему предстоит преодолевать. Сегодняшние условия для этого малоблагоприятны. Но выбора нет. Как у России, так и всего человечества.
Одна из ролей России очевидна — она являет собою важнейшее восточное крыло великой европейской цивилизации, которая в целом похожа ныне на подбитую больную птицу. Свою роль Россия обязана удержать, причем не только для Европы, но и в масштабе планеты и никак не меньше, поскольку ныне это единый взаимозависимый процесс (несмотря на многочисленные ныне глупости и даже подлости российской верховной власти и унылую, почти безмозглую апатию населения, задавленного бытом и забывшего, что у каждого есть Я, впрочем сегодня у многих сузившегося до крохотного я, все мельчающего в киберсетях и клиповом шуме). Страна, занимающая почти два континента, обязана выполнять свою историческую роль в свете приближения общепланетарной точки сингулярности где-то в середине текущего века (об этой грядущей резкой перемене в истории Земли в наиболее продвинутой научной литературе говорится с заметной тревогой, но при этом серьезно и доказательно). Для решения подобных масштабных задач у нас осталось не более трех десятилетий. Если не справимся, за дело возьмется Космос, а у него свой взгляд на эти вещи.
Впрочем, люди должны научиться действовать с Космосом заодно, но не впадать в заблуждение или самообольщение. По словам Д. Андреева, «теперь, среди прозрачных, тихих холмов, под великолепным небом ничто не препятствует им восполнить этот ущерб, принимая в себя лучи и голоса космоса и раздвигая границы своего расширяющего Я».
Если бы не было человека, мир не смог бы узнать о своем существовании. И был бы бессилен осмыслить сам себя. Мир всматривается в человека как в зеркало. Справедливо и обратное: человек всматривается в мир как в зеркало. Я временно исключаю тот случай, когда мир способен осмыслить себя силами некоего Высшего Разума в отрыве от человека и без него. Нет, едва ли в случае нашего мироздания этот высокий разум сможет обойтись без человека. Куда вероятнее другое: человек — важнейший его инструмент.
Естественная, привычная космичность Блока (почти обыденная для самого поэта) и озадачивает, и завораживает. Для него масштабы звездных пространств мало чем отличаются от изгиба в театральном закоулке, от поворота таинственной улицы. Смотрите, он пишет о возлюбленной, театральной актрисе, которая проявила к нему равнодушие. Он взволнован. Она где-то тут, рядом… В театральном зале, а может, за кулисами или в гримерке… Но видит он ее — улетающей к далеким созвездиям:
Здесь — страшная печать отверженности женской За прелесть дивную — постичь ее нет сил. Там — дикий сплав миров, где часть души вселенской Рыдает, исходя гармонией светил. Вот — мой восторг, мой страх в тот вечер в темном зале! Вот, бедная, зачем тревожусь за тебя! Вот чьи глаза меня так странно провожали, Еще не угадав, не зная... не любя! Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит, И этот мир тебе — лишь красный облак дыма, Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!
Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.
Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография
Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.
Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!
|