|
ОглавлениеФеномен «гражданского рабства» Два проекта мирового развития: вождь или вече «Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей) «Татарский абсолютизм» и личность Российское Возрождение: третья волна Небесная Европа: взгляд из России Небесная Европа и русская литература Разговор с «просвещенным сталинистом» Брахман, Атман и великое блаженство Блок, Эйнштейн и новейшая физика Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуФеномен «гражданского рабства»Нет единенья, нет слиянья — От неолита до Античности, от Средневековья до наших дней человек прошел сложный и трудный путь становления личностного и интеллектуального, развития социального и гражданского. Что мы думаем о современном человеке и что мы реально видим? Почему человек массы часто действует вопреки основным своим интересам? Почему он расхожим мифам доверяет больше, чем собственным глазам? Почему его мало волнует собственный духовный прогресс в деле осознания свободы? И почему с таким трудом дорастает он до уровня независимой личности, умеющей ценить собственное достоинство и готовой отстаивать свою гражданскую позицию? Любопытным образом коснулся этих мотивов Зигмунд Фрейд в работах «Психология масс» и «Будущее одной иллюзии», в частности темы об исторической роли в становлении культуры своеобразного и противоречивого явления — так называемого гражданского рабства. Оказывается, прежде чем взлететь, человеку надо было упасть. В современных концепциях гражданского общества (читай — справедливого, демократического, построенного и поддерживаемого нравственно и политически зрелыми личностями) есть еще немало темных закоулков, связанных с глубинами сознания и подсознания. Многие мотивы из этой области прозорливо отметил еще сам основатель психоанализа. Трудности возникают уже на стадии становления культуры, на этапах развития души (это выражение Фрейда сближает его с языком и логикой Гегеля). Древний человек жил в обстановке принуждения — со стороны общины и ее вождей. Факт печальный и хорошо известный. Удивительно, но Фрейд находит тут позитивную сторону, связанную с выстраиванием и пестованием социальных ориентиров человека: внешнее принуждение постепенно осваивается внутренне, причем особая инстанция души — Сверх-Я человека, ответственная за выход вовне, в пространство Я — Ты, в общение с другими, принимает, а затем включает некоторые здравые черты принуждения в число своих заповедей. В результате устанавливается более здравый баланс внутреннего и внешнего. Этот важный процесс демонстрирует нам каждый ребенок в процессе его воспитания, причем именно в итоге подобного превращения он становится моральным, социальным, адекватным внешне. Это укрепление Сверх-Я (в первую очередь системы моральных норм и запретов), говорит Фрейд, является в высшей степени драгоценным психологическим достоянием культуры, все лица, которые совершили этот процесс, из противников культуры так или иначе становятся ее носителями. Нельзя не видеть, однако, что здесь возникает странный и опасный мотив — становление культуры оплачено неким изначальным и фундаментальным «порабощением» (внешнее начинает преобладать и готово подмять под себя внутреннее, т. е. глубинную самость). Какова итоговая цена подобной победы? Как отличить культуру, навязанную порабощением, от истинно творческой культуры свободы? Не смертельно ли тут противостояние (противоборство Я и Мы)? И если нет, то сколько людей нужно поработить, чтобы уверенно продвигать культуру вообще? Фрейд парадокс не боится, утверждая, что чем больше таковых в культурном кругу, тем прочнее сама культура, тем скорее она может отказаться от внешних средств принуждения на своем пути к свободе. Это и вправду удивительный парадокс: внутренне принять принуждение (через механизмы воспитания, стремления к порядку, самодисциплины, а то даже и самоотверженности), чтобы в итоге отказаться от всякого принуждения. Но так ли просто осуществляется этот благой переворот в реальной истории? И нет ли тут всевозможных побочных эффектов, включая печальную возможность исторически застрять на стадии раба, причем не только отдельной личности, но и всему обществу, всей толпе? Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством! |