Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Блок, Эйнштейн и новейшая физика


О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши...
А пока — в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других...
А. А. Блок


Блок принадлежит к категории поэтов,
стихи которых могут оказывать художественно-эмоциональное
воздействие на кого угодно, но человек,
лишенный мистического чувства и опыта,
так же бессилен «разобраться» в Блоке, как бессилен
осмыслить теорию относительности тот, кто не
обладает знанием высшей математики. Этот изъян
будет щедро восполнен со временем.


Д.Л. Андреев


Весной 1920 года в холодном и голодном Петрограде на скамейке в парке сидели и беседовали двое. Алексей Максимович Горький рассказывал Александру Александровичу Блоку о полусумасшедшей теории, которую он вычитал у одного немца. Суть теории состояла в том, что люди в процессе мышления вырабатывают некую мыслительную субстанцию, некое поле мысли, для чего во все больших масштабах потребляют субстанцию материальную. Это может продлиться еще миллионы лет, но финал очевиден: рано или поздно вся материя без остатка будет превращена в мысль, в некую чистую духовность, и в этом бесплотном состоянии Вселенная замрет навсегда. «Какое страшное пророчество», — прошептал Блок и нервно передернул плечами.


Известно, что Александр Блок был тончайшим, виртуозным лириком, певцом Прекрасной Дамы, но при этом и трагическим наблюдателем мирской жизни, к тому же человеком необыкновенной и даже болезненной искренности. Менее известно, что он был влюблен в науку (особенно в философию науки), глубоко ее чувствовал и временами загадочными образами, неожиданными метафорами обозначал ее самые удивительные будущие открытия. Ученые, его современники, даже если бы внимательно вчитались в его загадочно провидческие строки, едва ли могли за поэтическим иносказанием разглядеть и оценить научные пророчества. Нам сегодня это сделать легче. И поразиться этому чуду с вековым опозданием.


Незначительный эпизод (разговор с Горьким на скамейке в Петрограде) примечателен для нас одним противоречием. Дело в том, что Блок и сам предчувствовал, а то даже логически предвидел движение Вселенной к небытию (к исходной пустоте, к мертвому равновесию, к Ничто).


И век последний, ужасней всех.
Увидим и вы, и я.
Все небо скроет гнусный грех,
На всех устах застынет смех,
Тоска небытия…


Но одновременно боролся с этим пугающим образом всем своим жизнелюбивым поэтическим темпераментом. В его понимании мир не может, не должен, не имеет право потерять звуки, цвета и запахи. «Действие света и цвета освободительно», писал он еще в 1905 году в статье «Краски и слова». Его лирика живо откликалась на суматоху и многоцветье мира, а вот раскованная мысль его бежала впереди тогдашней науки, самой по себе подвижной и даже революционной. И в беге этом открывала леденящие душу пустые миры.


В стихотворении 1904 года, затрагивающем тему межпланетных путешествий, он говорит:


Нам казалось: мы кратко блуждали,
Нет, мы прожили долгие жизни…
Возвратились — и нас не узнали,
И не встретили в милой отчизне.
И никто не спросил о Планете,
Где мы близились к юности вечной…


Близиться к вечной юности. В запредельных краях, на дальней планете… Теория относительности показала, что при полетах, близких к скорости света, это вполне достижимый эффект (для землян, по земным часам время будет бежать быстрее, для обитателей космического корабля — медленнее). Более яркого метафорического описания ныне хорошо известного науке эффекта Эйнштейна-Ланжевена, данного Блоком всего в нескольких строках (причем до открытия самого эффекта), встречать мне не приходилось. Остается пожалеть, что этих строк не читал Эйнштейн, чья первая статья об относительности появится в немецком физическом журнале лишь через год. Он, человек впечатлительный, сумел бы их оценить. Впрочем, великих русских прозаиков Эйнштейн читал внимательно. Не зря он сказал однажды, что Достоевский дал ему для смелого научного воображения куда больше, нежели Гаусс.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!