Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Брахман, Атман и великое блаженство


Мне, как и всем остальным,
предстояло преображение лишь эфирного тела;
преображение, подобное тому, которое некогда видели
апостолы своим зрением, проникавшим в Олирну,
но еще не достигавшим миров, лежащих выше. Как иначе
могли бы выразить евангелисты переход Спасителя из Олирны туда,
как только назвав это событие Его вознесением
на небо? И я, воспитанный в строгом брахманизме,
начал понимать, какой странной для меня,
бездонной правдой полон христианский миф.


Д. Л. Андреев


Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.


Б. Л. Пастернак


Христианский миф — именно так. Андреев выразился точно. При беглом взгляде на мировые религии мало кто обращает внимание на один поразительный факт. Практически все большие религиозные учения были основаны реальными историческими лицами. Мы знаем их житейские имена, примерно известно, когда они жили, чем занимались, сколько прожили в этом бренном мире. Будда (принц Гаутама), Конфуций, Авраам, Зороастр, основатель джайнизма Махавира, пророк Мухаммед… И только в христианстве все иначе. Ибо его основатель Иисус Христос — это прежде всего миф. Легенда. Почти поэтический вымысел. Никто доподлинно не знает, был ли такой проповедник в Иудее две тысячи лет назад, на стыке эпох. Весьма вероятно, что был. Хорошо известны лишь рассказы о нем, полные мистики откровения. Но зато все истинно верующие христиане уверенно знают, что основатель их учения после казни на кресте в течение трех дней воскрес и был вознесен на небо.


И в поразительном итоге вышло так, что религия, основанная на мало реальном мифе, почти на сказке, вместо того, чтобы оказаться верой маргинальной кучки чудаков, некритически принимающих чудеса, превратилось в могучее учение, самое мощное по историческим следствиям — именно оно породило великую культуру, сильнейшую науку, бесподобный свод гуманистических идей и правовые принципы основания государств. А ведь на деле это великая загадка.


Когда говорят о смертельной якобы борьбе Церкви против науки, нередко либо подменяют понятия, либо отдельным фактам придают несвойственное им расширение. Был сожжен Джордано Бруно, был осужден Галилей. Это правда. Но это было не столько столкновение с наукой, сколько столкновение внутри науки — одна истина против другой истины, быть может, и догматической. Но это всегда имело место, просто формы менялись. При «народном» академике Лысенко отдельные генетики в России, образно говоря, сжигались на костре. Однако же сегодня того, кто яростно спорит с теорий Дарвина, на костер уже не тащат.


Но правда Средневековья состоит еще и в том, что в сотнях, если не в тысячах монастырей терпеливо переписывались толстенные манускрипты, посвященные не только богословию, но и философии, но и алхимии, но и прочим фрагментам познания. И именно эта деятельность привела постепенно к открытию университетов по всей Европе. И богословию в них отдавался обычно лишь один факультет. В века Просвещения эти факультеты стали исчезать. Сегодня это составляет некоторую проблему, ибо возник заметный перекос: церковно-обрядовая практика (как правило, в застывших, устаревших формах) по-прежнему в ходу, а вот теоретически, на высоком уровне обсуждать те таинственные стороны души, которые связаны с проблемами веры (от человека на самом деле неотрывными) почти некому.


А проблема на самом деле остра. Христианский миф многого добился, особенно за последнюю тысячу лет, но сегодня он заметно потускнел. Можно сказать и резче — он почти на издыхании. Это видно по всем его рукавам — и по не столь уверенному, как прежде, Ватикану, объединяющему более миллиарда верующих, и по многим протестантским общинам. Но особо тяжкая беда приключилась с Русской Православной церковью. Придавленная за последние столетия царями, она была почти полностью уничтожена большевиками. Сегодня она пытается изобразить стремительное возрождение. Но дело это отдано на откуп тем людям, которые в относительно недавнем прошлом были покорными соглашателями партийного начальства и государственных спецслужб. А некоторые в этих службах тайно состояли. Вот почему их попытки выглядят сегодня не слишком убедительно — одновременно старомодно и пародийно. Нового философско-богословского разговора они обществу не предлагают. Зато охотно занялись пышными празднествами, а заодно дележом имущества.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!