|
ОглавлениеФеномен «гражданского рабства» Два проекта мирового развития: вождь или вече «Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей) «Татарский абсолютизм» и личность Российское Возрождение: третья волна Небесная Европа: взгляд из России Небесная Европа и русская литература Разговор с «просвещенным сталинистом» Брахман, Атман и великое блаженство Блок, Эйнштейн и новейшая физика Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуТайна ПушкинаПушкин! Тайную свободу Нетрудно понять растерянность современного россиянина, овладевающую им в ту редкую минуту, когда он вдруг надумает посмотреть на самого себя, окинуть критическим взором, осознать себя как мыслящую и чувствующую единицу, пусть даже пылинку, но космического звучания. Но одновременно — понять себя как реального земного человека, который хочет по-настоящему оценить свое место в семье, в профессиональном кругу, в обществе, в стране, в ее культуре, в ее духовом пространстве. Того, кто отваживается на подобный опыт, поджидают непростые вопросы, корявые неясности, коварные подмены, а то и темные тупики. Дело в том, что в подобном самоанализе мы не до конца самостоятельны, и многое зависит от того, что предлагает нам общество, что навязывают нам государство и власть, что диктуют нам социальная мода и средства массовой информации (от которых очень многие люди весьма сильно, увы, зависят). Позавчера в нашем разнообразном и запутанном общественном пространстве были приняты одни принципы, критерии и правила самооценки, вчера другие, сегодня третьи, подозрительно смахивающие некоторыми чертами на «проклятое» позавчера. Национальные, этнические, конфессиональные, социальные, государственно-патриотические и индивидуалистские мотивы, как несмешивающиеся жидкости, образуют довольно причудливый «коктейль», который едва ли может порадовать нас гармонией и спокойствием. Разумеется, есть люди, которые достаточно четко определяют себя и по национальности, и по вероисповеданию, и по степени преданности государству (хотя четкость во всех этих случаях порою навязана извне). Но немало и таких, кто испытывает сомнения, кто относит себя в те или иные пограничные зоны или вообще чувствует, что отброшен на обочину. При этом нужно иметь в виду, что население России достаточно заметным образом разделяется на группы и кластеры не только по горизонтали, но по шкале времени — по возрасту и жизненному опыту. Распадается оно тут на три достаточно отдельных слоя — по взглядам на жизнь, по самоощущению и даже по базовым ценностям. «Старший» слой — это люди, прекрасно помнящие советскую эпоху (одни из них испытывают нечто вроде ностальгии, тоски по «великой державе», другие — затаенную еще с юности вражду к режиму, который базировался на ложных основаниях). «Средний» слой — люди активного возраста (примерно от 30 до 60 лет), вынужденные учитывать грубую практику нынешней жизни, но зрелой части которых знакомо и время «совка» — главным образом брежневского застоя и горбачевской перетряски. И, наконец, третий слой — это люди до 30, «племя младое, незнакомое», очевидная основа будущего страны. Эти последние выросли в «новой, свободной России», но поневоле оказались свидетелями социальных потрясений, политического разброда и шараханья во власти, экономических и финансовых неурядиц, невнятной путаницы в словах и делах правящей верхушки, равно склонной как к внутреннему консерватизму, так и к внешним авантюрам, оправдываемым псевдопатриотической риторикой. В итоге «племя младое» превратилось, с одной стороны, в податливый для пропагандистской обработки материал, а с другой — в относительно независимых наблюдателей и отчасти заложников весьма своеобразного «неозастоя», эклектически соединившего черты брежневского, сталинского и даже монархического периодов на фоне грубоватого и даже наглого капитализма эпохи первоначального обогащения. В этом смешении, в этом развитии, больше похожем на сползание в прошлое (лидеры этого сползания пытаются натянуть на себя вуаль «консервативной стабильности»), говорить о некой общей и внятной идентичности, сшивающей страну в единое национальное, культурное и географическое целое, более чем трудно. Скорее можно толковать о нестройном хоре разнообразных «идентичностей», попытаться понять, какая модель имеет тут больше шансов на массовость, на победу в конкурентной борьбе. Но, в итоге, важен вопрос: существует ли хотя бы теоретически обоснованная единая идентичность современного россиянина, которая, не перекрывая ему пути познания самого себя, способна дать ему ощущение душевного здоровья и принадлежности к чему-то подлинно целому, при этом наиболее полно отвечая задачам развития общества, процветания страны, а не гниения ее, сползания в безнадежный «третий мир», а то и распада. В этом плане нужно внимательнее приглядеться к молодежи студенческого и даже школьного возраста. Эти возрастные группы все более демонстрируют собственное понимание жизни (куда менее подверженное тотальной пропаганде, нежили старшие поколения), а, стало быть, и новые варианты идентичности. Кого-то это, быть может, поражает, но это вечный закон: молодые поколения приходят со своим взглядом на мир и со своей упрямой и неодолимой энергией. Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством! |