Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Два проекта мирового развития: вождь или вече


Путем катастроф и падений…
«уголь превращается в алмаз»,
Россия — в Америку; в новую,
а не старую Америку.
А. А. Блок. Из предисловия к поэме «Возмездие»


У писателя и литературоведа Виктора Шкловского есть забавное размышление. Представьте, говорит он, что когда-то в прошлом наши мудрецы задумались: чтобы такое сделать, дабы в России появился гениальный поэт необыкновенной силы? Они бы обсудили и предложили множество мер из области семьи, воспитания и образования. Единственное, чего бы им не пришло в голову, — что надо выписать прадедушку из Африки.


Я уже упоминал, что Марина Цветаева затронула этот немаловажный для нашей культуры мотив в стихотворении «Петр и Пушкин»:


Сего афричонка в науку
Взяв, всем россиянам носы
Утер и наставил. От внука-
то негрского — свет на Руси!


«Свет на Руси» — что это? Откуда? Как? В том-то и дело, что, обладая собственной волшебной природой, это сияющее свечение не чуждалось помощи всего мира. Великая Русь принимала эту помощь благосклонно.


Лермонтов — потомок прославленного шотландского барда XIII века Томаса Лермонта, в легендах о котором говорится, что был он непревзойденный поэт и музыкант, наделенный даром провидца. Подобным даром обладал и Михаил Юрьевич. Ему было всего шестнадцать, когда он написал: «Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь…»


Василий Жуковский был рожден пленной турчанкой.


Александр Суворов по родословной легенде — из древней шведской благородной фамилии. Его предок Сувор выехал в Россию в 1622 году при царе Михаиле Федоровиче и принял российское подданство. Мать полководца, Авдотья Манукова, была армянского происхождения.


Князь Петр Иванович Багратион — из ветви грузинского царского дома Багратионов. Ветвь картлийских князей Багратионов была внесена в число российско-княжеских родов при утверждении Александром I седьмой части «Общего гербовника».


Гоголь — украинско-польских кровей. Польская кровь бродила в жилах Чайковского, Циолковского, Сикорского, Стравинского, Малевича, Шостаковича.


Создатель грандиозного словаря живого великорусского языка Владимир Иванович Даль — датчанин.


Великий русский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ — отпрыск старинного французского рода.


Александр Иванович Герцен по матери — немец.


Иван Айвазовский — армянин.


Еврейская кровь была у Левитана, Фета, Надсона, Саши Черного, Серова, Репина, Бакста, Шагала, скульптора Антокольского, Менделеева, Мечникова.


Последние русские цари по крови были немцами, и Россия при них развивалась не просто успешно, но с особым блеском культуры.


Сергей Рахманинов носил в себе толику татарской крови.


Этот список можно продолжать бесконечно. Россия — великая генная собирательница. Точнее, когда-то была таковой на протяжении столетий. В древности это были торговые связи, но также и бесчисленные военные столкновения на землях славян, половцев, хазар, татар, литвин, угро-финнов. На новом, ярком витке страна невольно, но плодотворно этим занималась, по меньшей мере, со времен Немецкой слободы в Московии (XVI век). Слово «собирательница» так и следует понимать — как открытое движение в сторону смешения в национальном котле иноплеменных генов, смешения благотворного, потому что оно несомненно способствует рождению талантливых людей и в заметном количестве гениев — и все это в благодатном поле русского языка и русской образности. Так возникала и росла великая русская культура. Забегая вперед, можно построить такую метафору: в подобном генном столпотворении явно ощущалась подсознательная тяга к будущему планетарному единству.


В какой-то момент мы в России этот волшебный процесс трагически оборвали. Последняя вспышка была в начале ХХ века, столь фантастическая по накалу и результатам, что «лампа» не выдержала и сгорела. Началось сползание, которое докатилось ныне до жалких, скомканных идеологических обрывков типа «национальной обособленности», «патриотизма», до нового витка культурного мракобесия, до варварского озлобления по отношению к людям умным и независимым, до заполошного вопля «Кругом враги!» (пути мрачного и очевидно тупикового).


Возникла в Новой истории вторая великая генная собирательница —Америка. В сем немаловажном деле помогали ей не только свободолюбивый дух, но сама история и география, поскольку обширные земли за океаном служили магнитом для предприимчивых людей со всего света. На протяжении трех столетий закипал новый необыкновенный многонациональный котел под умелым руководством англо-саксонских отцов-основателей. Здесь уместна та же метафора: подсознательный порыв к будущему планетарному единству (хотя американцы далеко не сразу это поняли и осознали). Как бы там ни было, но в силу определенных причин Соединенные Штаты Америки этого удивительного процесса не прекратили по сию пору. Результаты проявились в самых разных сферах, в том числе и в развитии наук. Например, Нобелевские премии и в недавнем прошлом, и в наши дни во множестве получают американские евреи, русские, японцы, немцы, поляки, англичане, бельгийцы, шведы, финны… Надо было уметь собрать такой «компот»! (По совпадению я пишу эти строки в тот момент, когда радио сообщает: «Нобелевская премия по экономике за этот год (2016) присуждена профессору Массачусетского технологического института Бенгту Хольмстрему, выходцу из Финляндии, по физике — работающим в США англичанину Дункану Холдейну и шотландцу Майклу Костерлицу, а по литературе — знаменитому рок-музыканту и поэту Бобу Дилану» (Роберту Циммерману, чьи предки из Одессы). Мы эти премии, увы, получать перестали вовсе, хотя и раньше их у нас было немного. И едва ли при нынешней культурной политике эту печальную тенденцию переломим.


Выращивать собственных гениев мы почему-то не торопимся, а приглашать в Россию «новых Эйлеров» разучились. Точнее, как-то вяло пытаемся, но — не выходит. Социальная среда нынче не та, не принимает она талантливых людей. Зато выталкивает охотно, ибо в обстановке тотального вранья заниматься честной наукой (а другой науки не бывает) возможности нет. А ведь когда в начале прошлого века «нобелевская история» только возгоралась, царская Россия (про которую до сих пор врут, что она была «с сохой») сразу была отмечена двумя яркими премиями — Иван Павлов и Илья Мечников. Ничто, казалось, не препятствовало дальнейшему мировому признанию нашей быстро тогда поднимающейся науки, да и всей культуры, порывистой и блестящей. Между прочим, не так уж трудно назвать некоторых ближайших реальных претендентов на Нобелевскую премию той поры — Николай Кольцов (репликация наследственности, прообраз ДНК — РНК, 1918), Александр Фридман (на «кончике пера» открыл расширение Вселенной, 1922), Александр Чижевский (создатель гелиобиологии, автор «Земного эха солнечных бурь», 1918—1924), Георгий Гамов («туннельный эффект» в квантовой механике, 1929), Николай Кондратьев («большие волны» в экономике, 1925), Николай Вавилов (гомологические ряды, начало 1930-х), Матвей Бронштейн (квантовая гравитация, 1935), Эрвин Симонович Бауэр (автор фундаментального труда «Теоретическая биология» и принципа устойчивого неравновесия, 1935)... Это далеко не полный список. Почему эти несравненные творцы остались без великой премии? А просто случился исторический обрыв, произошла страшная беда со всей огромной страной, с ее культурой, с ее разумом… Подлинное начало этой беды не столько октябрь 1917 года (смена правительства), сколько январь 1918-го — разгон Учредительного собрания. Именно это трагическое событие стремительно привело почти парламентскую страну к жестокой и безумной тоталитарной диктатуре.


Что касается упомянутых гениев, то не лишним будет напомнить их «советскую судьбу». Николай Кольцов затуркан, освистан неучами как «буржуазный спец», отстранен от работы и вскоре умер. Александр Фридман ушел в «возрасте гения», в 37 лет, умер от голода и тифа в 1925 году. Александр Чижевский надолго отправлен в ГУЛАГ. Георгий Гамов в 1932 году с трудом выбрался за рубеж, в сталинскую Россию не вернулся и был объявлен предателем (на Западе он продолжил совершать великие открытия). Николай Вавилов погиб от голода в тюрьме в 1943 году. Матвей Бронштейн расстрелян в 1938 году, в возрасте 31 года (за что убили молодого гениального физика? В материалах короткого следствия сказано: «за создание фашистской террористической организации». Подобные признания из арестованных обычно выбивали зверскими пытками. Но если люди и под пытками не оговаривали себя, следователи все равно вносили абсурдные обвинения в протокол). Николай Кондратьев по ложному доносу арестован в 1930-м, расстрелян в 1938-м (ему было 46 лет). Эрвин Бауэр — великому биотеоретику стукнуло 47, когда в 1937 году он был расстрелян в один день со своей женой, венгерской коммунисткой Стефанией Силард. Такова планида великих умов в большевистской России. Между прочим, за принцип устойчивого неравновесия, который стал основой синергетики, Нобелевская премия была вручена в 1977 году бельгийскому (?!) ученому, уроженцу России Илье Пригожину. Останься он в СССР, едва бы уцелел.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!