Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Российское Возрождение: третья волна


Для меня остается тайной, как на первый взгляд
столь апатичные люди за какие-то четыре столетия
от непроходимых равнин вокруг Москвы дошли до
Эльбы на Западе и до Владивостока на Тихом океане,
покрыв расстояние в шесть тысяч миль;
как они достигли статуса сверхдержавы и на
протяжении большей части ХХ столетия приковывали
к себе внимание всего мира.
И тем не менее так было на протяжении всей истории.
Необычайную отсталость России отмечали все наблюдатели
лишь для того, чтобы их мнения были опровергнуты
небывалыми успехами, достигнутыми за счет неожиданного
сочетания энергии, дисциплины и героизма. Россия, будь
она коммунистическая или нет, идет вперед в
своем, не похожем ни на чей, темпе.


Г. Киссинджер


Россия осознала себя мировым фактором давно. И впервые, о чем выше говорилось, высказала это устами уже упомянутого псковского инока Филофея. И ни разу не усомнилась в своем великом предназначении, ни во времена царей, ни во времена вождей. Почему перестройка так быстро развалила коммунистическую империю? Произошла подмена смысла, удар был не столь уж силен, но нанесен в единственно слабое место — в зазор между всемирной миссией и обывательским счастьем. И рядовой пассионарий растерялся. Вдвойне он растерялся, когда ему вновь (как 60 с лишним лет назад) шепнули: «Обогащайся».


Что главнее — собственный дом и сад (особняк в пригороде или, на худой конец, квартира в многоэтажке), воспитание детей, личный автомобиль во дворе, мирная жизнь, отпуск на берегах теплых морей — или все же показать миру «кузькину мать»? Что главнее — воровать (по-русски, с размахом) или в худой шинелишке и обмотках освобождать мир (опять же с русской истовостью)? Вот это последнее не есть ли подлинный русский масштаб? Так нет ведь, все уводят народ куда-то в сторону, поют какие-то невнятные песни.


У России в конце 80-х, начале 90-х отняли главную и лелеемую игрушку — мессианскую идею, мечту о завоевании (а понималось это как освобождение, спасение) мира. Обесценили надежду предложить миру собственный (и, естественно, лучший) мировой проект. Похоронили мечту, о которой в самой России в явном виде давно никто не говорит (кроме нескольких маргиналов — лжеевразийцев и полусумасшедших фантазеров, вещающих, что славяне породили и древних египтян, и античных греков, и вообще, пирамиды построили). У публики образованной эта мечта вытеснена в глубокое подсознание, но об ее присутствии все еще можно догадываться по многочисленным оговоркам и опискам политиков и разных культуртрегеров. Отсюда пресловутые поиски русской идеи (с явным оттенком всемирности), выборы исторических персон — лица России, в число которых словно бы по недосмотру затесался усатый тиран, поборник мирового коммунизма, бьющий все рекорды любви народной). Об этом можно судить и по множеству иррациональных поступков действующих политиков. Чечня в недавнем прошлом, потом Грузия, далее Украина, затем и «поддержка «законного» лидера Сирии» с помощью авиации и ракетных комплексов — далеко не единственные, хотя и наиболее заметные ныне примеры. (Впрочем, слово иррациональные можно на время взять в скобки, если учесть, что здесь присутствует вполне ясная и веками проверенная логика маленькой победоносной войны.)


Существуют ли методы психоаналитического лечения целых наций? (Добавим: больших наций, при этом основательно запутавшихся.) Хотим ли мы подобного исцеления? Принесет ли оно нам давно желаемое блаженное спокойствие? Когда, отказавшись от химер, мы попробуем выстроить достойную жизнь для сограждан (гражданское общество) на тех скромных территориях, в которые загнала нас злая судьба в 90-е годы ушедшего века (Леонид Баткин иронически восклицал по этому поводу: допустимо ли России быть такой унизительно маленькой? Действительно — от Кунашира и Уэлена до Печенги и Дагомыса, каких-то 17 миллионов квадратных километров! Всего-то два Китая. Или две Америки — что вам больше нравится.) Итак, способны ли мы строить нормальное человеческое общество без коррупции и вранья, без масштабного национального надувательства, но и без претензий на разжигание мировых катаклизмов? Казалось бы, как все просто. Однако вопросы остаются.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!