Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



«Татарский абсолютизм» и личность


Два философа из гусар, начитавшиеся всяких брошюр,
да не докончивший учебного курса эстетик,
да промотавшийся игрок затеяли какое-то
филантропическое общество, под верховным
распоряжением старого плута и масона и тоже карточного игрока,
но красноречивейшего человека. Общество было устроено с обширною
целью — доставить прочное счастие всему
человечеству, от берегов Темзы до Камчатки.


Н.В. Гоголь


Язвительно пишет Гоголь, но мы поневоле задумываемся, кого он мог иметь в виду, описывая гусарских философов и игроков под водительством масона. Ну, ведь не большевиков же! Откуда он мог о них знать? А ведь эти деятели действительно ничего толком не окончили, серьезного профессионального образования не имели, зато брошюр начитались вволю и планы строили всемирные. Но ведь как похоже описал, почти пригвоздил (особенно про счастие всему человечеству)! А красноречие Ленина и особенно Троцкого?! И тут попадание в точку.


Мы возвращаемся к началу наших размышлений, к удивительным пророчествам и странным совпадениям. Ни Гоголь, ни Токвиль даже в снах своих не ведали о двух чудовищных мировых бойнях, об иссушающей мозги и сердца почти полувековой холодной войне. Француз, разглядевший в заокеанской демократии что-то очень важное, тем не менее смотрел вперед с заметной долей пессимизма. Однако же вообразить будущую войну между американцами и русскими — даже в условиях очевидного их мирового соперничества — он никак не мог. Впрочем, войны и не случилось. Напротив, временами возникал военный союз против общего врага, особенно яркий — в период Второй мировой войны. Потом, правда, прошли десятилетия взаимных подозрений и обвинений, лжи, глупости и провокаций, но вот от прямого столкновения судьба уберегла. Уберегла тем самым и жизнь на планете.


Тогда зачем столько риторики, столько бряцания оружием и опасного сближения самолетов в последние два десятилетия? Ведь прямое столкновение означает конец человечества. Вполне ли вменяемы политики и там, и тут? Вопрос выглядит предельно наивным, но на деле не все так просто. Время от времени слышны то взаимные обвинения, то слова о необходимости улучшить отношения. Сегодня, при заметных изменениях в политических верхах Америки, последнее стало вроде бы доступнее, но на деле все куда хитрее и сложнее. Ибо отношения Россия—США — ключевые на планете, и ничего простого здесь быть не может. Тут нужна работа тонкая и бережная, причем с обеих сторон.


Вернемся в этой связи к проблеме полярности. Путь России к мировому господству с негодными средствами, путь с «не-до-уровня истории», как уже было замечено, был обречен на неудачу. Октябрьский переворот 1917 года нес в себе тяжкое противоречие. Внешнее насилие перепутали с духовной революцией, с движением души («Без нагана, маманя, революцию не сделаешь!» — говорил увешанный пулеметными лентами матрос в некогда знаменитой пьесе Тренева «Любовь Яровая»). В 1918 году и следующих годах произошла страшная подмена — человек внешний (воин) победил человека внутреннего (мыслителя и носителя совести). Внешне лозунги вроде остались теми же («Мир народам, земля крестьянам…»), но суть их исказилась до противоположной. Самое удивительное, что эту подмену мало кто заметил, включая прежде всего самих вождей, которым завоеванная ими власть стала казаться принадлежащей им по естественному праву (то есть, безраздельно и навсегда). И когда тот же матрос с наганом стал министром (наркомом), то какие к нему вопросы ?


Правление большевиков не является государством в нашем смысле, каковым была петровская Россия. Оно как Кипчак, государство «Золотой Орды» во времена монголов, состоит из господствующей орды — называемой коммунистической партией — с вождями и всемогущим ханом, и из подавленной и беззащитной массы, большей по численности примерно в сто раз. От настоящего марксизма здесь очень мало — только названия и программы. В действительности это татарский абсолютизм, который подстрекает и эксплуатирует мир, не обращая внимания на границы, осторожный, хитрый, жестокий, использующий смерть как повседневное средство управления, в любой момент готовый выдвинуть нового Чингисхана, чтобы пойти на Азию и Европу.
О. Шпенглер


Вправе ли мы полагать, что путь американский — с «уровня истории» (даже «сверхистории», как кому-то могло недавно казаться) явился не просто эффективней, но, что важнее и принципиальнее, представляет собою единственную и подлинно историческую альтернативу для человечества? Похоже, что это не так.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!