Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Царьград, рухнувшая мечта


Но днесь, когда мы вновь со славой
К Стамбулу грозно притекли,
Твой холм потрясся с бранным гулом,
Твой стон ревнивый нас смутил,
И нашу рать перед Стамбулом
Твой старый щит остановил.
А. С. Пушкин. Олегов щит. 1829


Вернемся к Босфору и Дарданеллам. Пушкин был прав в том смысле, что остановка русских войск перед уже сдавшимся Стамбулом выглядела иррациональной. Еще Екатерина II мечтала посадить кого-нибудь из своих внуков на трон в Константинополе. Второй из них даже назван был символически — Константином. Реальные условия для этого сложились к сентябрю 1829 года, когда Россия выигрывала очередную русско-турецкую войну. Одержав летом победу при Кулевче и взяв Силистрию, генерал от инфантерии Иван Дибич с 35-тысячной армией скрытно от турок в начале июля 1829 года отправился в Забалканский поход, смело оставив у себя в тылу основную турецкую группировку в 40 тысяч штыков, и двинулся на Стамбул. За три недели его армия прошла около 300 километров, преодолев при этом едва проходимые горные кручи и захватив Адрианополь, последний оплот на пути к турецкой столице. Этот блистательный маневр решил исход всей войны. Неожиданное появление русских войск вблизи Константинополя вызвало там шок и панику. Султан Махмуд II, двумя годами ранее объявивший России джихад, срочно запросил мира. До беззащитного города на Босфоре оставались считанные километры. Кто остановил русскую армию? Неуверенность царя? Страх перед Европой? Император Николай Павлович мог спокойно двинуть войска дальше, но его действительно смущала позиция Австрии и Англии, не желавших усиления России. Для решения проблемы он созвал в Петербурге совет. Бюрократы из этого совета решили проявить осторожность, скорее робость. Царь подчинился. В итоге мир с турками был подписан 2 сентября в Адрианополе. Пушкин посчитал, что мистической причиной этому послужил щит, некогда прибитый к вратам Цареграда князем Олегом.


Про удачный момент 1913 года и не рискнувшего войти в Стамбул Николая II мы уже говорили.


Но вскоре наступила осень 1916 года, когда на одном из тайных совещаний Антанты, где уже делили будущие земельные приобретения, было решено важные проливы из Черного моря в Средиземное отдать России — за ее огромный вклад в войну. То, что победа не за горами, уже было ясно. Россию остановила не революция в феврале. Как известно, правительство Керенского провозгласило войну до победного конца (и было до него — рукой подать). Россию остановил большевистский переворот. Выполняя обязательство перед германским генеральным штабом, Ленин страну из войны вывел и армию распустил (одновременно выполняя брошенный им ранее лозунг — «превратить империалистическую войну в войну гражданскую»). Германию это уже не могло спасти, лишь оттянуло ее капитуляцию и увеличило число жертв, но вот за столом победителей не оказалось и России, члена Антанты, которая этот союз в итоге предала. Союзники посчитали себя свободными от всяких обязательств перед «предательницей» Россией.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!