Философия Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.02.2018
ISBN: 9785392265787
Язык:
Объем текста: 345 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступление

Кто я?

Я и Оно

Феномен «гражданского рабства»

Кто мы?

Средство действия — свобода

Тайна Пушкина

Два проекта мирового развития: вождь или вече

«Неслыханная к баталии охота» (геополитические фантазииимперских завоевателей)

Христианство, Маркс и казарма

Царьград, рухнувшая мечта

«Я хату покинул…»

Идея империи и глобус

«Татарский абсолютизм» и личность

Российское Возрождение: третья волна

Небесная Европа: взгляд из России

Небесная Европа и русская литература

Некрофилия большевиков

Разговор с «просвещенным сталинистом»

Великое христианское Кольцо

Брахман, Атман и великое блаженство

Крысолов и мировой театр

Блок, Эйнштейн и новейшая физика

Провал проекта «Инобытие»

Я земное и Я космическое

Приложение 1

Приложение 2



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Разговор с «просвещенным сталинистом»


Это те, что кричали: «Варраву
Отпусти нам для праздника», те,
Что велели Сократу отраву
Пить в тюремной глухой темноте.
Им бы этот же вылить напиток
В их невинно клевещущий рот,
Этим милым любителям пыток,
Знатокам в производстве сирот.
А. А. Ахматова. Защитникам Сталина


Пусть и с немалым трудом, но все-таки можно вообразить людей, искренне ратующих за памятник Сталину или Ивану Грозному (по-английски Ivan the Terrible, Иван Ужасный — «у них» почему-то вышло точнее). Этим поборникам прошлого не интересен памятник тишайшему Алексею, первому создателю боеспособной армии («войска иноземного строя»), или доброй тетке Елизавете, победительнице в Семилетней войне, или Александру Второму, который освободил крестьян от рабства, учредил суды присяжных и на деле способствовал развитию страны, ее движению и процветанию. Этим людям ближе тот исторический герой, который пролил больше крови, свободу душил, а страну отбрасывал назад на столетия. Как ни странно, но психологически это объяснимо. Есть довольно распространенный человеческий тип, который ненавидит свободу и любит смерть. Как правило, это все запрятано в глубинах души, и сам представитель этого типа не всегда может объяснить свою позицию (близкую к характеру манкурта, о котором уже упоминалось). Когда его прижимают, он отвечает не доводами разума, а эмоциональным ожесточением, доходящим до гнева, до желания громить и убивать. Так устроены многие люди, и это нужно принимать как данность.


…Но Ивана Ужасного непременно надо ставить на пьедестал в обнимку с его любимцем Малютой с не просыхающим топором и кое с кем из особо жестоких опричных, а патологического садиста Сталина — по-отцовски прижавшего к себе Ежова и Берию, а за ними длиннющий выводок палачей помельче — бесконечных Ягод и Абакумовых, Судоплатовых и Родосов, Рюминых и Серовых, Мехлисов и Митиных… Впрочем, Маленков, Молотов и все политбюро тоже просятся в этот список. Губили людей миллионами они все вместе…


Сталинист стандартный сам в душе холоп (процентов на 98), ему свобода не только не нужна, она ему ненавистна. Она и есть для него цепи и вериги, ибо он не способен к ответственности, гонит от себя всякую свободную мысль, отбрасывает прочь неудобные вопросы. Тип идентичности тут прост — я холоп, я ничтожный раб великого вождя, и я счастлив этим. Подлые люди — это от слова подол, низший слой. Отсюда и подонки, тот пласт людей, что у самого дна жизни.


Не таков сталинист «просвещенный». Это «гремучая смесь» апломба ордынского хана с мышлением пещерного уголовника, но с внешним лоском то ли университетского профессора с левацкими замашками, то ли утомленного «дворянина», владельца поместья, тайного или явного царедворца. Вам знаком этот тип внешне — чаще высокий, сухой, с изможденным лицом и мешками под глазами, а то и со сверкающей лысиной, горячим взглядом и страстной речью во имя героизма и смерти.




Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

179
 Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Кацура А.В. Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография

Философско-историческое эссе посвящено редко обсуждаемой взаимосвязи глубин индивидуальной и коллективной человеческой психики с грубой реальностью исторического процесса, с острыми мотивами текущей геополитики, с запутанными отношениями не только больших и малых стран, но и религиозных конфессий. Анализ этой взаимосвязи даже в первом приближении (в основном на примерах российской военной истории и непростого опыта развития американской демократии) позволяет понять не только кричащие противоречия вчерашнего и нынешнего дня, но и почувствовать неоднозначный характер ближайшего завтра. При этом фокус авторского взгляда сосредоточен не столько на канве внешних событий, сколько на коллективном бессознательном массы индивидов и на расшифровке истинной глубины человеческого «Я». Принципиально важным в жизни каждого человека выступает не столько достижение внешних целей, сколько решимость пройти через трудный опыт столкновения с самим собой. Дело в том, что утеря отдельным человеком подлинной глубины собственной личности, утрата готового к рефлексии «Я», в чем-то напоминающая утерю совести и нравственных ориентиров (а эта угроза в нынешнем «информационном обществе» становится все более реальной), способна лишить значимости и сам исторический процесс, превратив высокое творческое напряжение людей в хаотическую сумму потерявших смысл кривляний.

Внимание! Авторские права на книгу "Полет над бездной. Глубина человеческого «Я», русское мессианство и американская демократия. Монография" (Кацура А.В.) охраняются законодательством!