Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Логика. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146413
Язык:
Объем текста: 589 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Основы логики. Глава 1. Предмет логики

Глава 2. Очерк истории логики

Глава 3. Основные законы логики

Глава 4. Логика и язык

Глава 5. Понятие

Глава 6. Суждение и высказывание

Глава 7. Учение об умозаключениях. Силлогистика

Глава 8. Доказательство и опровержение

Глава 9. Сложные суждения. Элементы логики высказываний

Глава 10. Основы логики предикатов

Глава 11. Индукция. Индуктивные умозаключения

Глава 12. Логические парадоксы

Часть II. Основные направления современного развития логики. Глава 1. Историческое введение

Глава 2. Основы модальной логики

Глава 3. Деонтическая логика

Глава 4. Эротетическая логика

Глава 5. Логика компьютерного диалога

Глава 6. Эпистемическая логика

Глава 7. Временная логика

Часть III. Логическая прагматика. Основы теории аргументации. Введение. Глава 1. Логическая прагматика. Теория речевых актов

Глава 2. Аргумент как речевое действие

Глава 3. Правила и ошибки аргументации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5. Понятие


Об образовании и употреблении понятий


Человек, выражающий свою мысль при помощи слов, оперирует понятиями. Рациональное познание есть познание посредством понятий, неоднократно повторял И. Кант. Именно в понятиях кристаллизуются знания человека и человечества. Если отдельный человек обладает понятиями, то являются ли они общими для всех людей или существуют понятия индивидуальные, присущие только одному человеку? Ответ на этот вопрос зависит от того, говорим ли мы о понятии как о логической форме или как о мыслимом в связи с понятием содержании. Как логическая форма понятие универсально, т. е. одинаково для всех людей, и «своего понятия» ни у кого не может быть, как не может быть и «своей логики». Но если мы говорим о содержании того, что мыслится человеком в связи с тем или иным понятием, то ответ на заданный вопрос будет не столь однозначен.


В жаргонном языке фигурирует выражение «жить по понятиям». Оно относится к тем людям, которые пытаются жить по своим собственным правилам — по своим «понятиям», игнорируя писаные законы государства и неписаные нормы общества. Но когда о ком-то говорят, что у него «свое понятие» о справедливости, чести, благодарности, верности, дружбе и т. д., то это означает, что у такого человека указанных понятий в общепринятом смысле нет. Понять мысли и поступки человека мы можем только тогда, когда под одним словом мы вместе с ним подразумеваем одно и то же, нечто общее. Пожалуй, относительно большинства мыслимых нами понятий можно сказать, что каждый из нас вкладывает в содержание этих понятий свое уникальное индивидуальное знание, но это не мешает понимать друг друга, если индивидуальное лежит на периферии понятия, а общее образует его ядро.


Можно наблюдать еще одно явление, связанное с употреблением понятий. Иногда, говоря о чем-либо, уточняют: «в хорошем смысле слова», «в лучшем смысле слова», «в подлинном смысле слова». Значит ли это, что каждое понятие имеет «хороший» и «плохой», «подлинный» и «неподлинный» смысл? Можно услышать и такое выражение: «есть закон, и ... закон», «есть патриот, и ... патриот» и т. п. В этих случаях хотят подчеркнуть, что одно и то же слово в различных ситуациях и контекстах употребления соответствует разным понятиям. К примеру, слово «воспитание» в современном русском языке отсылает нас как к своему основному позитивному содержанию — воспитание как формирование полноценной личности, так и к приобретенному негативному — «воспитывает» — произносит пустые слова, занудствует и т. п. Выражая свои мысли, мы должны заботиться о том, чтобы нас правильно понимали, и для этого уметь уточнять смысл используемых нами понятий.


То, как понятия формируются, изменяются и взаимодействуют в мышлении, в логике не исследуется и не может исследоваться. Задача логики состоит в изучении универсальных форм, в которых понятия становятся общим достоянием многих людей в процессе их коммуникации. Это значит, что, например, образование понятий рассматривается в логике не как психический или физиологический процесс, а как последовательность познавательных процедур, в ходе которых человек осмысленно формирует новое знание.


Понятия образуются прежде всего в процессах обобщения и ограничения, абстрагирования и конкретизации. На пути к обобщению при выделении общего признака нас подстерегают ошибки. Наиболее распространенная и, пожалуй, самая опасная логическая ошибка — это поспешное обобщение, в результате которого у человека формируется неправильная картина мира «Все наши понятия суть признаки», — заметил И. Кант в своих лекциях по логике. Развитая способность обобщать приводит к тому, что мы видим не отдельные предметы сами по себе, а предметы как представители некоторой виртуальной совокупности — класса предметов, образованного на основе общего признака. Видя конкретного человека, мы квалифицируем его, например, как прохожего, девушку, итальянку, студентку и т. д. Точно так же во все времена ворчливые представители старшего поколения ругали молодежь, обвиняя ее в испорченности, необразованности, невоспитанности. Но ведь молодые очень разные, почему же их всех включают в один логический класс? Что же это за понятие такое «молодежь», которое можно как ярлык наклеивать на человека, да еще и с массой негативных характеристик. Именно такими понятиями-ярлыками мы оперируем чаще всего в обыденной коммуникации, но иного пути, кроме обобщения, для образования понятий нет, и на этом пути стоят немалые трудности. Дело в том, что мы не мыслим отдельными понятиями, выраженными отдельными словами. Понятия обретают смысл только в контексте, т. е. в связи с другими понятиями. Например, когда кто-то говорит: «Молодежь бессердечна», то в зависимости от того, как мыслится понятие молодежь в конкретной ситуации, это утверждение может быть понято четырьмя разными способами:


1) вся молодежь (как класс) бессердечна;


2) каждый молодой человек бессердечен;


3) этот молодой человек бессердечен;


4) некоторые молодые люди бессердечны.


Если проанализировать логическую форму этих утверждений, то обнаружится, что первое из них ложно, так как бессердечие — это свойство отдельного человека, а не какой-либо совокупности людей, второе ложно, потому что мы знаем, что существует хотя бы один отзывчивый молодой человек, истинность третьего утверждения может быть установлена только фактически, а четвертое — истинно, так как мы знаем, что существует хотя бы один бессердечный молодой человек. Таким образом, для правильного понимания утверждения «Молодежь бессердечна» необходимо ясно представлять себе количество предметов, подразумеваемое той или иной трактовкой термина «молодежь». В обычной речи эта информация никак не выражается, а образующуюся таким образом многозначность нам приходится устранять, отталкиваясь от контекста. Многозначность слов заметили еще древнегреческие софисты, которые обыгрывали ее в своих софизмах: «Лекарство — благо. Чем больше блага, тем лучше. Значит, чем больше лекарства, тем лучше». Хотя каждому понятно, что изменение дозировки некоторых лекарств иногда на тысячные доли грамма может вместо лечения причинить больному вред или даже погубить его мало кто может сразу опровергнуть этот софизм.


Этимология слова «понятие»


В трудах создателя логики Аристотеля нет термина, который полностью соответствовал бы тому, что мы называем понятием. Ближе всего к значению слова «понятие» находятся греческие слова «логос» — λóγος и «хорос» — ởρος. В многозначном слове «логос», как в зародыше, скрыты значения многих логических терминов, поскольку изначально оно имело два основных значения: слово и счет. В слове «логос» соединяются качественная и количественная стороны понятия — содержание и форма.


Слово «хорос» означает границу, предел, и в русский язык перешли его латинские переводы, сделанные Цицероном, — terminus, finis, звучащие у нас в словах «термин» и «дефиниция». Цицерон переводил также труды греческих стоиков и эпикурейцев, которые для обозначения понятия употребляли слова, образованные от греческого глагола «ламбано» — λαμβα′νω, брать, хватать. От этого глагола происходят слова «каталепсис», «пролепсис» и др., означающие схватывание. Так у Цицерона при переводе возник ряд латинских слов с корнем cepere — брать, хватать: perceptio, conceptio, а также comprehensio. В средневековой философии в результате длительного спора об универсалиях наиболее употребительным стало слово conceptus, основные значения которого в латинском языке — схватывание, зародыш. По-видимому, калькой именно этого слова являются в большинстве европейских языков термины для обозначения понятия в традиционном значении этого слова. Например, немецкое Begriff образовано от глагола begreifen — понимать, постигать, ощупывать, однокоренного глаголу greifen — хватать. В русском языке слово «понятие» («понятье», «поятие») происходит от старославянского глагола пояти — взять, схватить (буква «н» добавлена в «понятие» после для благозвучия, а глагол понимать в будущем времени сохранил старую форму — пойму). Итак, conceptus, «пойматие», «понятийное схватывание» происходит каждый раз, когда мы образуем понятие. Что и как схватывается, объясняют по-разному. Можно, например, сказать, что мысль, возникшая вследствие взаимодействия с предметом, стремясь удержаться, зафиксироваться как знание, выхватывает из памяти то или иное слово, которое, если «схвачено» метко, остается в употреблении.


Понятие и представление. Понятие и слово. Понятие и термин


Понятие и представление


Предпосылку и условие рационального познания образует познание чувственное, формами которого являются ощущение, восприятие и представление. Чувственное познание дает нам знание, выступающее в роли материала, на основе которого формируются понятия. Среди форм чувственного познания некоторыми сходными с понятием свойствами обладает представление. Во-первых, поскольку представление — это воспроизведение в сознании актуально не воспринимаемого предмета, в том числе в его чувственных характеристиках, оно, как и понятие, не требует наличия своего предмета. Во-вторых, представление может быть до определенной степени общим для многих людей. Например, мы все достаточно одинаковым образом представляем себе воробья как небольшую птичку с умными глазами, хотя представление каждого человека о воробье содержит и уникальные черты. Это позволяет нам более или менее адекватно описывать предметы через свои представления о них. Понятие качественно отлично от представления. Понятие не есть чувственный образ, это мысль, т. е. чисто умственное, идеальное образование, которое может отражать и такие предметы, которые не имеют никаких чувственных характеристик: мы располагаем понятиями «справедливость», «добро», «свойство», «отношение», «благо», «тождество», «множество» и т. д., хотя им нельзя сопоставить никакого чувственно воспринимаемого объекта. Конечно, в тех случаях, когда мы формируем понятия о объектах, которые могут быть восприняты чувственно, например о воде, о звуке, о человеке и т. д., мы привлекаем на помощь и представления, но как таковое понятие лишено наглядности. Многие философы пытались объяснить, казалось бы, естественный переход от представлений к понятиям, однако он остается одной из нерешенных философских проблем. Надо, впрочем, признать, что для логики эта проблема не является существенной. Логика, отвлекаясь от содержания знания, сосредоточивается на абстрактной форме, которую это знание обретает.


Понятие и слово


Если понятие — это мысль, причем мысль о чем-то, о каком-то предмете, то сообщить эту мысль другому можно только с помощью слова. Соотношение понятия с предметом и словом таково: понятие это мысль, обозначенная словом или словосочетанием и отражающая предмет. Эти три аспекта — логический (мысль), языковой и предметный — взаимосвязаны следующим образом: понятие — это мысль о предмете, выраженная словом или словосочетанием. Иллюстрацией этой взаимосвязи служит так называемый треугольник значения.


Понятие:


То, что понятие не совпадает ни со своим предметом, ни с выражающим его словом, легко увидеть из следующей таблицы:


Синонимы

Омонимы

Понятия

Различаются по содержанию

Различаются по содержанию

Слова

Различаются

Совпадают

Совокупности предметов

Совпадают

Различаются


Например, слово клетка, выступая в качестве омонима, обозначает разные предметы (клетка для тигра, грудная клетка, клетка биологическая, платье в клетку, клетка на шахматной доске и т. д.) и выражает разные понятия. Словосочетания Самая известная птица Австралии и Не летающая птица, которая развивает скорость до 70 км/ч синонимичны, т. е. относятся к одному и тому же множеству предметов, но соответствуют понятиям, различным по своему содержанию. Итак, понятие это не имя и не предмет, а посредующее звено между ними, соотносящее предмет с именем.


Понятие и термин


Терминами (от лат. terminus — граница, предел) называют слова и словосочетания, которые предназначаются для максимально строгого и точного выражения тех или иных понятий. При выборе слова на роль термина стараются сделать так, чтобы выбранное слово имело как можно меньше контекстных зависимостей, омонимических и переносных значений, было свободно от эмоциональной окрашенности. Например, мы хотим описать ситуацию, когда студент покидает стены университета из-за неуспеваемости. Мы можем сказать «его выперли», «его выставили», «его выгнали», «его убрали», «он был отчислен». Только последняя формулировка использует термин. Слова, используемые в первых трех формулировках, несут с собой негативные эмоции и уничижительное отношение к студенту, которых к нему никто не испытывает и которые совершенно неуместны в описании изменения статуса человека по отношению к университету. Слово «убрали» не подходит на роль термина, так как имеет слишком широкое поле значений — «убрать» из университета можно и проштрафившегося преподавателя.


В науке, в сфере права, в экономике, в государственном управлении, в технологических и производственных документах большинство понятий выражены терминами. Иногда договор, закон или иной документ начинаются с определений используемых в них терминов. Часто уже используемые термины уточняются новыми нормативными актами или получают толкования в решениях судов.


Очень популярно использование в качестве терминов иноязычных слов, неологизмов, а также словосочетаний, заменяемых аббревиатурами: «менеджер», «Интернет», «компьютер», «дилер», «грант», «джипиэс» и т. д.


Определение и структура понятия. Объем и содержание


Понятие — форма мысли, отображающая единство общих, существенных и отличительных признаков предметов. Примеры понятий: город на Неве, ростральная колонна, река, западный ветер, сегодняшний день, наводнение, житель Петербурга, человек и т. д.


Прежде всего определим, что такое признак Признак — это то, что позволяет нам улавливать сходство между предметами или же, наоборот, их несходство между собой. В роли признаков выступают свойства и иные характеристики предметов Общим называется признак, присущий всем предметам данного множества. Для человека такими признаками будут — разумный, прямоходящий, способный смеяться и т. д.


Cущественным называется признак, изменение или исчезновение которого приводит к изменению или исчезновению самого понятия. Он составляет ядро, основное содержание понятия, и, конечно же, является общим. Для человека таким признаком будет разумность.


Отличительным является признак, который позволяет распознать предмет среди сходных с ним предметов Прямоходящий, имеющий мягкую мочку уха, не имеющий волосяного покрова, имеющий перпендикулярно расположенный большой палец руки — примеры отличительных для человека признаков.


Понятие выражает единство, объединяющее предметы в одно множество. Понятие ничего не утверждает и не отрицает о предмете, не является ни истиной, ни ложью, оно задает, предполагает, подразумевает предмет.


Под структурой понятия имеют в виду взаимосвязь двух его сторон: количественной (объем) и качественной (содержание).


Объем понятия — это виртуальное множество предметов мысли, объединенных в этом понятии. Эти предметы мысли, являясь отражением действительных предметов, заполняют виртуальное, только лишь мыслимое пространство, в котором исходное понятие разбивается либо на другие понятия — подвиды, либо на индивиды. Объем понятия «человек» — это множество всех мыслимых людей — всех бывших в прошлом, существующих в настоящем, тех, кто будет в будущем, а также тех, кто мог быть раньше, мог быть теперь и может быть в будущем; иными словами, это все возможные в логическом отношении люди. В объем понятия «человек» будут входить объемы других понятий, меньших (а также, возможно, равных) по количеству: современный человек, человек, обладающий способностью читать и считать, смеющийся человек, этот человек, вот эти люди и т. д.


Cодержание понятия — это множество признаков предмета, объединенных в понятии. Содержание понятия «человек» — это те признаки, на основе которых мы образовали множество всех людей как объем этого понятия: быть биосоциальным существом, обладать разумом, обладать речью и т. д.


Виды понятий


Деление по объему


Прежде всего следует ответить на вопрос, всем ли понятиям соответствуют в мире реальные физические предметы. Нет, не всем. Если вас просят принести книги, лежащие на столе в соседней комнате и такие книги вы действительно там находите, то это значит, что понятию, которым вы как логическим средством воспользовались, соответствует конкретный предмет или предметы. Если же вас просят достать вечный двигатель или нарисовать круглый квадрат, то вам не удастся соотнести это понятие с определенной вещью. Таким образом, одни вещи существуют только в мысли, т. е. в понятиях, а другие — как в мысли, так и в действительности. Иными словами, одни понятия имеют только логический объем, а другие — и логический, и физический, или фактический. Это позволяет произвести первое деление понятий по видам их объемов: на имеющие пустой физический объем (вечный двигатель, идеальный газ, справедливость) и непустой физический объем (книга, человек, вода).


Бестелесные предметы мысли, как и телесные, можно считать. Поэтому и пустые, и непустые понятия можно разделить на общие и единичные:


— единичные понятия соответствуют множествам, состоящим из одного элемента, например я, ты, этот человек;


— общие понятия соответствуют множествам, состоящим из двух и более элементов, например, человек, звезда.


В свою очередь, пустые понятия могут быть как единичными: это число, этот человек, родившийся в Петербурге в XVII веке, так и общими, число, житель Петербурга XVII века.




Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

349
Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Логика. Учебник" (Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И.) охраняются законодательством!