Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Логика. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146413
Язык:
Объем текста: 589 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Основы логики. Глава 1. Предмет логики

Глава 2. Очерк истории логики

Глава 3. Основные законы логики

Глава 4. Логика и язык

Глава 5. Понятие

Глава 6. Суждение и высказывание

Глава 7. Учение об умозаключениях. Силлогистика

Глава 8. Доказательство и опровержение

Глава 9. Сложные суждения. Элементы логики высказываний

Глава 10. Основы логики предикатов

Глава 11. Индукция. Индуктивные умозаключения

Глава 12. Логические парадоксы

Часть II. Основные направления современного развития логики. Глава 1. Историческое введение

Глава 2. Основы модальной логики

Глава 3. Деонтическая логика

Глава 4. Эротетическая логика

Глава 5. Логика компьютерного диалога

Глава 6. Эпистемическая логика

Глава 7. Временная логика

Часть III. Логическая прагматика. Основы теории аргументации. Введение. Глава 1. Логическая прагматика. Теория речевых актов

Глава 2. Аргумент как речевое действие

Глава 3. Правила и ошибки аргументации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2. Очерк истории логики


Введение


Так как логика лежит в основе человеческого разума, то ясно, что человек овладел ею тогда же, когда овладел членораздельной речью и стал человеком разумным, homo sapiens. Ясно также, что одно дело — стихийно владеть логикой, уметь ею пользоваться, и совсем другое дело — осознанно относиться к ней, изучать ее. Логика как наука возникает тогда, когда люди начинают изучать основные законы и формы мышления.


Неудивительно, что логика как наука возникла в глубокой древности. Дошедшие до нас письменные источники, в которых впервые встречаются логические фрагменты, датируются VI в. до н. э. В древности на земле существовало несколько обширных культурных регионов, между которыми почти или совсем не существовало никаких коммуникаций. В каждом из этих регионов логика как наука зародилась и развивалась самостоятельно. Можно выделить три такого рода культурных региона: в них хорошо была развита письменность, от них дошло до нас сравнительно много древних рукописей. Регионы эти таковы: Древняя Индия, Древний Китай и Древнее Средиземноморье. Географически последний из них включает в свой состав Египет, Месопотамию, Сирию, Малую Азию, Грецию, Италию, Испанию, Северную Африку. Как известно, в древности коммуникации между всеми странами, относящимися к Средиземноморью, были весьма устойчивыми и оживленными.


Говоря о логике древности, рассмотрим по очереди логику Индии, логику Китая и логику Средиземноморья. Во всех этих регионах логика как наука развивалась в тесной связи с существовавшими там издревле философско-религиозными школами и направлениями.


Логика индии


Исследователи считают, что зарождение элементов логических теорий в Индии можно отнести к IV в до н. э.


Логика в Древней Индии развивалась в рамках двух направлений. Первое из них примыкало к индуизму, второе — к буддизму.


Индуистская логика существовала в рамках философской школы Ньяя. В числе первых логиков этой школы обычно называют Акпашада Гаутаму (IV в до н. э.).


Выдающихся представителей буддийской логики относят к гораздо более позднему времени. В первую очередь это Дигнага (V-VI вв.), которому приписывается сочинение «Об источниках познания». Видным представителем буддийской логики был и Дхармакирти (VII в н. э.), создавший краткий учебник «Капля логики». Этот учебник с комментариями. Дхармоттары, ученика Дхармакирти, в дальнейшем стал основным пособием по логике и философии в многочисленных буддийский школах Индии, Китая и других стран, в которых распространена эта религия. Учебник Дхармакирти был переведен на русский язык и подробно исследован академиком Ф. И. Щербатским.


Логика древнего Китая


Зарождение логической проблематики в Китае исследователи связывают с именем философа Мо Цзы (V в. до н. э.). Она разрабатывалась в дальнейшем философами школы Мо Цзы, моистами (IV-III вв. до н. э.). Известны своими изысканиями в области логики и современники поздних моистов: Хо Ши (350-260 гг. до н. э.) и Гунсунь Лун (325-250 гг. до н. э.), прославившийся своими парадоксами и апориями: «белая лошадь — не лошадь», «белая собака — черная», «о твердом и белом», «тень летящей птицы не движется» и др. Гунсунь Лун оставил заметный след в истории формирования логики как науки в Древнем Китае.


Античная логика


Досократики


Важнейшие логико-онтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами уже в VI-V вв. до н. э. Проблемы соотношения тождества и противоречия, бытия и небытия, единого и многого обсуждались в школах таких выдающихся мыслителей древности, как Гераклит (554-483 гг. до н. э.), Парменид (540480 гг. до н. э.), Пифагор (540-500 гг. до н. э.).


Гераклит и его школа учили о том, что все течет и нет ничего постоянного и тождественного самому себе. Сторонники элейской школы, к которой принадлежал Парменид, настаивали на том, что, напротив, существует только единое бытие, что небытия нет и что понятие многого ведет к противоречиям. Элеец Зенон (490430 гг. до н. э.) сформулировал апории: «летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «дихотомия» и «стадий», с тем чтобы доказать, что существует только то, что покоится, так как всякое движение противоречиво Пифагорейцы, занимаясь в основном математикой, касались и логики. Так, известно их учение о десяти противоположностях: предел — беспредельное, единое — многое, чет — нечет и т. д.


Огромный вклад в развитие античной логики внесли софистические школы. Софисты рассматривали логику как искусство рассуждать, доказывать, спорить, аргументировать. Главами софистических школ были Протагор (480-410 гг. до н. э.), Горгий (485-380 гг. до н. э.), Продик и др.


Платон


Современником софистов был афинский философ Сократ (470-399 гг. до н. э.), некоторые ученики которого сделались основателями нескольких так называемых сократических школ. Одной из самых влиятельных сократических школ стала школа Платона (427-347 гг. до н. э.).


Платон занял промежуточную позицию по отношению к позициям Гераклита и Парменида. Он считал, что неправильно утверждать, что все течет и нет ничего самотождественного, но неправильно и учить о том, что все едино и ничто никогда не меняется. Позицию Платона можно кратко охарактеризовать так: единое во многом.


Находясь на этой позиции, Платон разработал основы логических учений о родах и видах, о качестве и количестве простых суждений, об определении, о логическом делении. С точки зрения разработки логических проблем наиболее важны такие диалоги Платона, как «Парменид», «Софист», «Политик», «Теэтет».


Очень большое значение для дальнейшего развития логики как науки имело учение Платона о том, что роды и виды существуют не только в качестве аспектов отдельных вещей, но имеют и самостоятельное, независимое от вещей существование в виде эйдосов, или идей.


Аристотель


Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был первым античным философом, специально посвятившим разработке проблем логики несколько трактатов, среди которых имеются и весьма объемистые. Все предшествовавшие мыслители если и говорили о логике, то не специально, а в той или иной связи с другими проблемами; Аристотель же в полном смысле слова заложил теоретические основы логики как науки. Все дальнейшее развитие этой науки прошло под знаком того, что было сделано Аристотелем. Поэтому специалисты с полным основанием любят называть Аристотеля отцом логики.


Трактаты Аристотеля, посвященные логике, таковы: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика» и «О софистических опровержениях». Средневековые схоласты дали всем этим трактатам единое название — «Органон». Надо отметить, что Аристотель разрабатывает логические проблемы не только в упомянутых трактатах, но и в других своих сочинениях. В частности, много места он отводит им в «Метафизике», а также в трактате «О душе».


В трудах Аристотеля мы находим учения об истинности и ложности суждений, о законах тождества, противоречия и исключенного третьего, о родах и видах. В трактате «Категории» он пишет о десяти высших родах, которые называет категориями. В отличие от Платона Аристотель считает, что роды и виды существуют только в единичных вещах и не имеют самостоятельного, независимого от вещей существования.


Аристотелем предложены и учения о качестве и количестве суждений, об их модальности. По модальности он различает суждения о необходимо присущем, о просто присущем и о возможно присущем. Им сформулированы и отношения «логического квадрата».


Вершиной логики Аристотеля является его подробнейшим образом разработанная теория простого категорического силлогизма. Аристотелевская силлогистика содержит силлогизмы с посылками всех трех модальностей: и о просто присущем, и о необходимо присущем, и о возможно присущем.


Много места в трудах Аристотеля по логике отведено теориям определения и доказательства. Отдельный трактат посвящен классификации ошибок, которые нередко допускаются в доказательствах. Не оставлен Аристотелем в стороне и вопрос о практическом применении логики. Искусству правильно вести дискуссию, правильно аргументировать выдвинутые тезисы он учит в трактатах «Топика» и «Риторика».


Ученики и последователи Аристотеля объединились в отдельную школу, получившую наименование школы перипатетиков.


Перипатетики продолжали исследования Аристотеля в области логики. Особенно известен своими трудами по логике Теофраст (372-288 гг. до н. э.), возглавивший школу сразу после смерти Аристотеля.


Мегарская школа


Еще одной сократической школой является мегарская философская школа. Она была основана учеником Сократа Евклидом. Представители этой школы проявляли большой интерес к логике. Из старшего поколения мегариков заслуживают упоминания Стильпон (370-290 гг. до н. э.) и Эвбулид. Последний знаменит тем, что всю жизнь занимался логическими парадоксами, некоторые из которых сформулировал он сам. Наиболее известными парадоксами являются такие, как «Лжец», «Покрытый», «Электра», «Рогатый», «Изваяние», «Пес-отец», «Лысый», «Куча».


Младшие мегарики: Диодор Кронос (ум. ок. 307 г. до н. э.) и его ученик Филон Мегарский получили известность из-за своего спора относительно смысла условных суждений Диодор настаивал на том, что всякое условное суждение имеет смысл строгой импликации, а Филон считал, что условное суждение следует интерпретировать как импликацию материальную.


Стоики


Платон, Аристотель, мегарская школа представляют собой античную философию и логику IV в. до н. э. В III—II вв. до н. э. преобладала стоическая философская школа. Ее основателем был Зенон из Китиона (335—262 гг. до н. э.). Наряду с натурфилософией и этикой стоики плодотворно занимались и логикой. Более других знаменит как логик представитель поколения старших стоиков Хрисипп (280—204 гг. до н. э.).


В логике стоиков имеются разделы о категориях, о качестве и количестве суждений («логический квадрат»), о родах и видах, о категорических силлогизмах, об ошибках в доказательствах.


Наиболее интересными в логике стоиков современные исследователи считают учения об условных, разделительных и соединительных суждениях и умозаключениях с их участием. В логике Аристотеля отсутствует теория сложных суждений и силлогизмов с условными и разделительными посылками. Упомянутое учение стоиков восполняет этот пробел. Представляет интерес и учение стоиков о знаках и значениях, о «лектоне» — смысловой стороне речи человека. Это учение положило начало античной семиотике.


Логика в эпоху Древнего Рима


В период римского господства над Средиземноморьем, наряду с философскими и логическими трактатами на греческом языке, начинают появляться сочинения такого рода на латыни. В I в. до н. э. возобновляется влияние логического учения Аристотеля. Возрастанию его влияния в немалой степени способствовал знаменитый римский оратор и энциклопедического склада ученый Цицерон (106—43 гг. до н. э.).


На протяжении I—VI вв. н. э. создано не слишком много оригинальных теоретических работ по логике. Логика в эту эпоху приобрела школьный и комментаторский характер.


В этот период времени аристотелевский подход к логике получает преобладание над стоическим. Изучаются и комментируются в основном логические труды Аристотеля. Впрочем, достижения стоиков в области логики не предаются забвению: изучаются, комментируются и подвергаются дальнейшей разработке семиотика стоиков, их учение о гипотетических (условных и разделительных) силлогизмах.


Во II в. н. э. к числу авторов, занимавшихся оригинальными исследованиями в области логики, причисляют Апулея (124—180) и Галена (135—200). Следует упомянуть и Александра Афродизийского (II—III вв.), знаменитого комментатора и истолкователя трудов Аристотеля, в том числе и логических.




Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

349
Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Логика. Учебник" (Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И.) охраняются законодательством!