Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Логика. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146413
Язык:
Объем текста: 589 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Основы логики. Глава 1. Предмет логики

Глава 2. Очерк истории логики

Глава 3. Основные законы логики

Глава 4. Логика и язык

Глава 5. Понятие

Глава 6. Суждение и высказывание

Глава 7. Учение об умозаключениях. Силлогистика

Глава 8. Доказательство и опровержение

Глава 9. Сложные суждения. Элементы логики высказываний

Глава 10. Основы логики предикатов

Глава 11. Индукция. Индуктивные умозаключения

Глава 12. Логические парадоксы

Часть II. Основные направления современного развития логики. Глава 1. Историческое введение

Глава 2. Основы модальной логики

Глава 3. Деонтическая логика

Глава 4. Эротетическая логика

Глава 5. Логика компьютерного диалога

Глава 6. Эпистемическая логика

Глава 7. Временная логика

Часть III. Логическая прагматика. Основы теории аргументации. Введение. Глава 1. Логическая прагматика. Теория речевых актов

Глава 2. Аргумент как речевое действие

Глава 3. Правила и ошибки аргументации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6. Эпистемическая логика


Введение


Сразу уточним, что речь в данной главе пойдет не об одной логике, а о семействе логик, имеющих отношение к описанию эпистемических состояний и когнитивных переходов между ними. К рассматриваемому семейству относится базовая эпистемическая логика, доксастическая логика, логики различных видов групповых знаний, динамическая эпистемическая логика, логика пересмотра убеждений и т. п.


Становление эпистемической и доксастической логики


Многовековая история создания теории смысла в начале 1960-х гг. привела к качественному скачку, в результате которого появился новый класс логик, именуемых ныне интенсиональными или философскими. Отличительной особенностью этого класса логик является используемая ими семантика. Она известна как семантика возможных миров, или семантика Крипке. Наброски к этой семантике были представлены Рудольфом Карнапом в статье «Модальности и квантификация» [1] еще в 1946 г. В 1957 г. Яакко Хинтикка в статье «Модальность как соотносимая множественность» [3] развил его идею, определив понятие достижимости между мирами. Окончательное оформление эта семантика получила в 1963 г. в статье Сола Аарона Крипке «Семантический анализ модальной логики» [5]. Более подробную историческую справку можно найти в статье Джека Копеланда «Становление семантики возможных миров» [2]. Семантика возможных миров оказалась чрезвычайно удобным средством для моделирования многих модальностей, включая эпистемические, доксастические, временные, вычислительные, дионтические, алетические, вероятностные, динамические и др. Благодаря этому за последние полвека интенсиональные логики стали основным средством для формализации рассуждений широкого ряда дисциплин.


Сама парадигма интенсиональной логики столь богата, что не позволяет разом охватить все многообразие открывающихся возможностей по содержательному использованию ее семантики. Поэтому построение эпистемической логики как разновидности интенсиональной можно считать отдельным и весьма значительным, хотя и обусловленным, событием. Георг Хенрик фон Вригт был одним из первых, кто в 1951 г. в книге «Набросок к модальной логике» [7] предложил синтаксические основания для выражения эпистемических термиов на языке модальной логики. Семантические основания для формализации модальностей знания и доверия одними из первых были изложены в 1962 г. в книге Я. Хинтикки «Знание и убеждение. Введение к логике этих двух понятий» [4]. Благодаря этой работе основная часть формальных дискуссий об эпистемических модальностях стала скорее предметом логических, а не философских исследований. В результате логические средства позволили по-новому взглянуть на известные эпистемические проблемы, а также выявить и исследовать ряд неизвестных. При этом все же следует критически относиться как к результатам, так и к самому языку эпистемической логики, учитывая возможные ограничения как относительно области применимости эпистемической логики, так и относительно значимости получаемых результатов. Эти ограничения связаны с тем, что как модальности, так и интерпретация ментальных репрезентаций в моделях эпистемической логики являются существенными абстракциями, которые ограничиваются свойствами ее формального языка.


Интерпретация эпистемических и доксастических модальностей


Несмотря на изрядную долю абстракции при интерпретации доксастических модальностей убежденности и неубежденности (веры и неверия) и эпистемических модальностей знания, неведения и допущения, в них узнается как множество признаков, характерных нашему обыденному представлению о них и об их взаимосвязи, так и тех, что встречаются в некоторых философских доктринах. Так, в зависимости от модели доксастические модальности можно либо считать сопоставимыми с эпистемическими, либо противополагать последним. Например, с одной стороны, в некоторых моделях эпистемической логики нашла отражение описываемая в диалоге Платона «Теэтет» [6], но отвергаемая Сократом интерпретация знания как истинного убеждения. С другой стороны, относительно знания в качестве сопоставимой модальности может задаваться двойственная ей эпистемическая модальность допущения как отрицание знания о противоположном. В результате эти две эпистемические модальности могут противополагаться доксастической модальности убеждения таким образом, что относительно некоторого факта агент может допускать возможность как его самого, так и его отрицания. Убежден же агент может быть только либо в самом факте, либо в его отрицании. Знать агент также может либо факт, либо его отрицание. Однако в отличие от убеждения, знание не может быть ложным.


Доксастические и эпистемические модальности можно рассматривать как по отдельности, так и вместе. Получаемые формальные системы принято называть эпистемическими логиками, если только доксастические модальности не рассматриваются отдельно. В последнем случае формальные системы принято называть доксастическими логиками.




Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

349
Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Логика. Учебник" (Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И.) охраняются законодательством!