Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Логика. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 19.03.2014
ISBN: 9785392146413
Язык:
Объем текста: 589 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Часть I. Основы логики. Глава 1. Предмет логики

Глава 2. Очерк истории логики

Глава 3. Основные законы логики

Глава 4. Логика и язык

Глава 5. Понятие

Глава 6. Суждение и высказывание

Глава 7. Учение об умозаключениях. Силлогистика

Глава 8. Доказательство и опровержение

Глава 9. Сложные суждения. Элементы логики высказываний

Глава 10. Основы логики предикатов

Глава 11. Индукция. Индуктивные умозаключения

Глава 12. Логические парадоксы

Часть II. Основные направления современного развития логики. Глава 1. Историческое введение

Глава 2. Основы модальной логики

Глава 3. Деонтическая логика

Глава 4. Эротетическая логика

Глава 5. Логика компьютерного диалога

Глава 6. Эпистемическая логика

Глава 7. Временная логика

Часть III. Логическая прагматика. Основы теории аргументации. Введение. Глава 1. Логическая прагматика. Теория речевых актов

Глава 2. Аргумент как речевое действие

Глава 3. Правила и ошибки аргументации



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4. Логика и язык


Познание законов мыслительной деятельности: мышление и язык


Логика дает нам достоверное и универсальное знание о процессе познавательной деятельности и шире — о мышлении вообще. Человек от природы стремится к знанию, в том числе и к знанию тех принципов, законов и приемов, в соответствии с которыми осуществляется само мышление. Незнание их и ориентация в мышлении исключительно на видимость закона неизбежно приводит к ошибкам как на обыденном, так и на профессиональном уровне, что дает в лучшем случае выводы истинные, но полученные случайным образом, или же выводы правдоподобные.


Всякая мысль неразрывно связана с тем, как она выражена в языке (естественном или искусственном), и познание логических законов мысли, ее приемов и методов, оказывается связанным с анализом языковых выражений: собственно логическому знанию всегда предшествует знание, являющееся результатом анализа языка. Историческое развитие логики как науки свидетельствует о том, что ученому-логику, поставившему перед собой цель получить истинное знание о законе той или иной формы мысли и о ее структуре, с необходимостью приходится идти через естественный язык, подвергать анализу не саму мысль и ее форму как таковую, но способ выражения мысли в языке, и шаг за шагом подходить все ближе и ближе к сущности уже не языка, но мышления. Таким образом, логика, исследуя законы мысли, обращается к языку как к единственному доступному ей материалу, через который проявляет себя мышление.


Однако познание законов мышления не есть познание законов того языка, в котором мысль получает свое выражение. Рефлексия по поводу феномена языка породила не собственно логические законы, а грамматику — своды правил, регулирующие закономерности языка и его употребление, — которая, конечно же, не описывает законы мышления как такового. Более того, грамматика естественного языка представляет собой систему, сами принципы построения которой отстоят далеко от идеалов мышления — безусловной основательности, последовательности и всеобщности. Система грамматики естественного языка лишена строгости, она полна исключений, правила ее не обладают всеобщностью и необходимостью. Познавательная деятельность человека, очевидно, организованная в языке и при помощи языка, не может руководствоваться исключительно грамматикой. Хотя познание законов мысли и выявление мыслительных структур осуществляются в языке, необходимо все же отличать собственно язык от мысли, которая при его помощи выражается. Законы грамматики в этом случае суть лишь средства, при помощи которых формы языка приводятся в соответствие с формами мышления, они необходимые, но недостаточные условия истинности познания.


Истинная мысль, выраженная при помощи языка, отражает действительность адекватным образом — утверждает или отрицает наличие определенного положения дел в действительном мире (как, например, истинные положения естествознания или общественных наук) или в мире абстрактных, идеальных объектов (например, положения математики или философии). Логические законы проявляются не на уровне мысли как таковой, рассматриваемой изолированно, а на уровне связи мыслей, их языковых выражений и объектов, которые выступают в качестве предметов мысли. Познание законов мышления, следовательно, осуществляется через анализ единства языка и мысли в их соотнесенности с объектом или объектами высказывания.


Прояснением связей, существующих между языком и мышлением и между мышлением и действительностью, мы обязаны трудам Аристотеля, и прежде всего его трактату «Категории», открывающему корпус логических сочинений мыслителя под общим названием «Органон». Начальной познавательной интенцией для Аристотеля была, по-видимому, необходимость уяснения принципов, лежащих в основе процедур получения истинного знания, и необходимость ясного описания условий возможности самой познавательной деятельности. Кроме того, для Аристотеля было важно выяснить причины существования логических ошибок, ведущих к недостоверному и лишь правдоподобному знанию. Решение этих задач осуществляется им через анализ тех способов высказывания о действительности, в которых выражается наше знание о ней.


В действительности существуют вещи, наделенные свойствами. В мысли отражается существование вещей и их свойств определенным образом: факты наличия или отсутствия в действительности конкретной вещи или ее признака фиксируются при помощи повествовательных предложений, утвердительных или отрицательных. Совокупность таких предложений образует массив знания о мире. Знание признается истинным, если оно отражает действительность адекватным образом Аристотель первым предпринял попытку прояснить и упорядочить недвусмысленным образом все высказывания о действительности, с тем чтобы, вскрыв их логико-грамматическую структуру, показать, как следует высказываться о действительности, чтобы эти высказывания были наделены смыслом.


«Сказываться о подлежащем» и «находиться в подлежащем»


Классификация способов высказывания о действительности осуществляется Аристотелем при помощи двух признаков: сказываться о подлежащем и находиться в подлежащем. Говоря о «подлежащем», Аристотель имеет в виду в первую очередь онтологическое подлежащее, т. е. первую сущность или единичную вещь, реально существующий объект действительности, и лишь потом — грамматическое подлежащее. Под выражением «находиться в подлежащем» Аристотель подразумевает некоторое свойство, присущее единичному объекту. Когда нечто «сказывается о подлежащем», это означает, что оно содержится в определении единичного объекта-подлежащего в качестве части определения. Например, x сказывается об у означает, что в определении того, что есть у, содержится x (другими словами, x сказывается об у, если у есть подлежащее, а x есть сказуемое).


Из всего, что может быть сказано о действительности, первое говорится об отдельном подлежащем, причем то, что говорится о подлежащем, само не находится ни в каком подлежащем. Например, высказывание «Сократ — человек» сказывается о единичном объекте — Сократе, однако то, что о нем говорится, а именно то, что он есть человек, не существует в самом Сократе в качестве его части. Действительно, понятие «человек» само не находится ни в каком человеке (но о любом человеке мы можем сказать, что он есть человек). Другой способ высказывания о действительности такой: можно говорить о находящемся в отдельном единичном объекте свойстве, причем само это свойство не будет высказываться о каком-либо из объектов, т. е. оно не будет сказуемым высказывания об объекте. Например, высказывание об определенном умении читать и писать есть высказывание о том, что находится в подлежащем — в отдельном человеке; однако ни об одном единичном объекте мы не можем сказать, что он есть определенное умение читать и писать. Третий способ высказывания о действительности заключатся в том, что мы, как и в предыдущем высказывании, говорим о некотором свойстве единичного объекта, и вместе с тем само это свойство может выступать в качестве сказуемого для какого-либо иного свойства единичной вещи. Например, мы можем говорить о знании, которое есть свойство единичного объекта — человека (мы говорим, что человек обладает знанием, т. е. знание находится в подлежащем, в человеке), и в то же время само знание может выступать в качестве сказуемого для свойства — умения читать и писать: «умение читать и писать есть знание». Наконец, мы можем высказываться о том, что само не находится ни в одном из единичных объектов и само не высказывается ни об одном из них. Таковы высказывания о единичных объектах, например о Сократе: сам Сократ не находится ни в каком другом единичном объекте, и ни об одном их объектов не может быть сказано, что он есть Сократ. Классификация высказываний о действительности при помощи признаков «сказываться» и «находиться» может быть представлена в виде таблицы:




Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

349
Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Наука Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И. Логика. Учебник

Учебник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет не только изучить  основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания, но также  выйти за пределы стандартного курса логики:  познакомиться с элементами современных логических теорий, основами логической прагматики и современной теории аргументации.<br /> Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Логика. Учебник" (Под ред. Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Федорова Б.И.) охраняются законодательством!