Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.08.2012
ISBN: 9785392082575
Язык:
Объем текста: 228 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Финансовая наука в исторической ретроспективе

Эволюция финансовой науки в Санкт- Петербургском университете

Александр Михайлович Александров

Михаил Андреевич Балугьянский

Михаил Иванович Боголепов

Николаи Корнилович Бржескии

Антоний Иосифович Буковецкий

Эдмунд Романович Вреден

Иван Яковлевич Горлов

Владимир Иванович Зазерский

Андрей Алексеевич Исаев

Илларион Игнатьевич Кауфман

Иосиф Михайлович Кулишер

Михаил Анатольевич Курчинский

Василий Александрович Лебедев

Петр Петрович Мигулин

Борис Владимирович Никольский

Иван Христофорович Озеров

Юрий Васильевич Пашкус

Андрей Михайлович Рыкачев

Владимир Владимирович Святловский

Михаил Александрович Сиринов

Власий Тимофеевич Судейкин

Владимир Николаевич Твердохлебов

Михаил Иванович Туган-Барановский: концепция социально-психологического регулирования денег

Михаил Иванович Туган-Барановский: политико-экономические взгляды

Леонид Владимирович Ходский

Василий Гаврилович Яроцкий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Б. И. Соколов


ЭДМУНД РОМАНОВИЧ ВРЕДЕН



Э. Р. Вреден


Этапы жизни. Биографические сведения о Эдмунде Романовиче Вредене—ученом, внесшем весьма значительный вклад в развитие российской финансовой науки, достаточно скупы. Вреден родился 1 января 1836 г. Общее среднее образование получил в Ларинской гимназии. В 1830—1831г. петербургские гимназии получили порядковые номера: 1-й гимназией стал созданный в 1817г. Благородный пансион при Главном педагогическом институте (с 1819 г. при университете); 2-й — Высшее училище; 3-й—собственно губернская гимназия; 4-я Ларинская, названная по имени жертвователя купца П. Д. Ларина, открылась в 1836 г. Она располагалась на 6-й линии Васильевского острова, д. 15 (до этого в здании находился Главный Педагогический институт). В лицевом корпусе на первом этаже разметили приемную, канцелярию и кабинеты инспекторов, на втором—классы и три зала, на третьем-рекреационный, репетиционный залы и спальни учеников.


В Российской империи гимназии создавались главным образом для подготовки к поступлению в университеты или на службу в государственные учреждения. Ларинская гимназия имела экономический профиль: помимо предметов, предусмотренных уставом классических гимназий, был введен особый курс по торговле и промышленности «для приготовления купеческих детей к коммерческим занятиям», центром которых считался Васильевский остров, где находились биржа и порт. Об уровне и качестве образования в Ларинской гимназии сохранились воспоминания князя С. М. Волконского (1860—1937). В них он отмечал: «Я больше обязан гимназии, чем университету, и в смысле приобретенных знаний, и даже в смысле методов мышления. Что самое важное в преподавании? Скажут: уметь научить. А я думаю, что преподаватель меньше всего учитель; он, прежде всего, пробудитель».


После гимназии Вреден поступил на историко-политическое отделение филологического факультета Главного педагогического института, которое окончил в 1859 г. с серебряной медалью. Полученное образование естественным образом предопределило профессиональный и научный путь в жизни. Вреден начал свою педагогическую карьеру учителем истории, статистики и политической экономии в Полоцком кадетском корпусе.


Затем Вреден был переведен в Санкт-Петербург, в Павловский кадетский корпус (с 1863г. — военное училище), где преподавал те же учебные дисциплины. Училище располагалось на Большой Спасской улице (ныне — Московский проспект), рядом со 2-м кадетским корпусом и Военно-топографическим училищем.


Преподавание истории вылилось в опубликование «Очерков из древней истории» (СПб, 1862—1863) и «Учебника древней истории в очерках быта народов и жизнеописаниях замечательных людей» (2-е издание, СПб, 1863). Учебный курс представлял собой эклектическое сочетание исторических фактов с мифологическими и библейскими сказаниями. Видимо, поэтому в отзыве, опубликованном в «Журнале Министерства народного просвещения», говорилось, что учебник «рассчитан не на то, чтобы воспитывать в учащихся то или другое чувство, к чему должен быть направлен начальный курс, но на то, чтобы сообщить им как можно более познаний».



Здание Полоцкого кадетского корпуса



Фасад здания Павловского военного училища


В 1866 г. Вреден опубликовал довольно объемный труд «Государствоведение Сансовино и всемирные реляции Ботеро». Подзаголовок «Первые опыты статистического описания государств в Италии Сансовино и Ботеро, их предшественники и последователи» раскрывает его основное содержание.


В предисловии Вреден отмечал, что «прочные научные построения не создаются на основании предвзятых общих положений, а последние должны быть только результатом множества предвари - тельных и строго проверенных наблюдений». И давал авторское, составлявшее научную новизну, весьма своеобразное определение статистики: «...Систематическое изображение общественной деятельности или так называемого состояния государства с указанием наличных материальных и нравственных сил в населении, территории, общественном хозяйстве и управлении — сделалось в последние три столетия задачею новой самостоятельной науки — статистики». Теоретический итог диссертации автор видел в доказательстве, будто «первыми самостоятельными учеными деятелями в статистике являются Д. Ботеро и предшественник его Ф. Сансовино».


По содержанию вся магистерская диссертация представляет собой описание и цитирование работ двух названных авторов. В частности, в ней приводились сведения, обобщенные Ботеро, связанные с описанием московитов, где говорилось: «Вообще они народ мало замечательный как в мирное время, так и на войне, что происходит от суровости и влажности климата, если обратиться к стихийным причинам, но если взять во внимание причины культурные и политические, то это последствие невежества и несвободы, в котором их держит князь. Между тем есть и много похвальных обычаев.... Все носят кресты на шее, и не принимаются ни за какое дело, не перекрестившись сначала».


Критика не оставила без внимания данное исследование и новации автора, отнесшись к ним крайне неблагожелательно, но это не означало, что необъективно. Так, в одной из рецензий, опубликованной в журнале «Книжный вестник», фактически отрицались результаты и выводы научного исследования. Ботеро и Сансовино не были родоначальниками статистики. Слово «статистика» было впервые употреблено в середине XVIII столетия геттингенским профессором Г. Ахенвалем (1719—1772) как производное от латинского status. При этом Ахенваль называл статистикой «науку о государственных достопримечательностях». Ботеро и Сансовино обобщали и записывали все, что обращало на себя их внимание, с тем единственным условием, чтобы эти сведения были полезны преимущественно для правителя. Представление о статистике, основанное на их трудах, способно было поглотить и историю, и географию, и политическую экономию, и право. Однако этого не случилось. В первой половине XIX в. «явилась так называемая математическая школа статистиков, главным представителем которой до сих пор считается А. Кетле. Кетле определил статистику наукой о естественных и социальных фактах, выраженных цифрами». В итоге границы статистики сузились уже навсегда. Общий вывод критика был неутешителен: «Г. Вреден полагает, что общественные науки должны руководиться «одним духом исследования и бескорыстною, научною истиною — открывая истины». Предпринятая им задача — «историческое исследование понятий о составе науки и ее главных представителей»—действительно совершенно бескорыстна, т. е. в настоящем случае бесполезна».


Критик М. Крапивенцов в «Отечественных записках» четко подметил незнание соискателем магистерской степени Э. Р. Вреденом базовых первоисточников, опубликованных на латинском и итальянском языках, использование устаревшей немецкоязычной литературы, изобиловавшей ошибками, возникшими при переводе. «Вообще в исследовании г. Вредена на 160 страницах то, что принадлежит собственно ему, не занимает более десятой части. Остальное занято переводом, компиляциею и оглавлениями. Замечательно, что одни выписанные оглавления книг занимают больше места, нежели собственное исследование г. Вредена. К этому труду г. Вреден имеет, по-видимому, и призвание и способность.. Для непосвященных книга г. Вредена кажется чрезвычайно ученою! Это множество цитаций, оглавлений на разных языках профаны очень легко могут принять за действительную ученость; а в сущности, это только вывеска, декорация, за которой находится пустота». «... Подобные сочинения, - отмечал критик, — обыкновенно составляют первые труды ученых, и их характером и достоинством почти всегда можно определить характер и достоинство всей последующей ученой деятельности человека». «Не знаем,—заключал М. Крапивенцов, — получил ли он за свой труд степень магистра политической экономии и статистики; «но не можем удержаться от вопроса: будет ли в качестве просветителя юношества полезен или вреден этот г. Вреден?».


То, что критика была объективной, и то, что Вреден разумно ее воспринял, свидетельствовали «Учебные записки по статистике», опубликованные впоследствии и выдержавшие несколько изданий. В них начисто отсутствуют упоминания о Ботеро и Сансовино, тем более ссылки на авторский вклад и новизну открытий, сделанных в собственной магистерской диссертации. Более того, была усвоена точка зрения критиков и утверждалось, что «статистический факт всегда цифра», а «быт человека под влиянием начала общественности, насколько характеризующие его явления подлежат измерению числом и могут быть выражены цифрою, составляет предмет статистики»


Тем не менее, Вреден в 1866 г. был удостоен ученой степени магистра политической экономии и статистики. В том же году он начал чтение лекций в Санкт-Петербургском университете в звании приват-доцента по политической экономии и статистике. Когда Вреден с 1868 г. стал штатным доцентом, ему было поручено читать курсы «История генетического развития политической экономии», «Очерк истории и теории статистики и статистических операций». С 1868/1869 учебного года на него был возложен еще и курс «Теория государственного кредита». Кроме того, он преподавал в институтах горном и инженеров путей сообщения. С последним были связаны успехи в написании докторской диссертации. Принимал участие в работе Русского географического общества и Вольного экономического общества. Так, в 1867 г. Вреден присутствовал на 6-м международном статистическом конгрессе, проходившем во Флоренции, в 1872 г. принимал участие в VIII сессии Международного статистического конгресса, состоявшейся в Санкт-Петербурге.


Если судить по публикациям, семидесятые годы Х1Хв. были самыми плодотворными в научной деятельности Вредена. В 1870 г. по просьбе Комитета для пособия недостаточным студентам читал публичные лекции в пользу Комитета. Тогда же вышла книга «Страховые артели и долевая рабочая плата», представлявшая собой докторскую диссертацию. В ней Вреден защищает систему участия рабочих в прибылях предприятия при гарантии известного минимума заработной платы, а также настаивает на необходимости организации принудительного страхования рабочих при половинном участии в расходах предпринимателей и самих рабочих. Книга включает две части: 1) общие научные основы артельного страхования и 2) примерный устав страховой артели в пользу служащих и рабочих по железным дорогам. «Вестник Европы» рекомендовал ознакомиться с книгой широкому кругу читателей. Следует отметить, что предложенная для железно-дорожных рабочих пенсионная страховая система практически применяется и сегодня.




Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

В монографии представлены результаты исследования по истории становления финансовой науки в общемировом и российском контекстах. Подробно рассмотрена роль одного из страйших российских вузов — Санкт-Петербургского университета, показан вклад универсантов в формирование финансовой мысли в России. Дано описание жизненного пути и трудов как известных финансистов (И. И. Кауфман, И. М. Кулишер, И. Х. Озеров, М. И. Туган-Барановский и др.), так и тех, чьи имена были незаслуженно забыты (М. А. Курчинский, А. М. Рыкачев, В. Г. Яроцкий и др.). Рассмотрено современное состояние и направления научных исследований, проводимых учеными СПбГУ в этой области. Книга предназначена для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников, интересующихся вопросами истории отечественной науки или специализирующихся в области управления финансами, бухгалтерского учета, финансового права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ocherki_po_istorii_finansovoy_nauki_2_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

В монографии представлены результаты исследования по истории становления финансовой науки в общемировом и российском контекстах. Подробно рассмотрена роль одного из страйших российских вузов — Санкт-Петербургского университета, показан вклад универсантов в формирование финансовой мысли в России. Дано описание жизненного пути и трудов как известных финансистов (И. И. Кауфман, И. М. Кулишер, И. Х. Озеров, М. И. Туган-Барановский и др.), так и тех, чьи имена были незаслуженно забыты (М. А. Курчинский, А. М. Рыкачев, В. Г. Яроцкий и др.). Рассмотрено современное состояние и направления научных исследований, проводимых учеными СПбГУ в этой области. Книга предназначена для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников, интересующихся вопросами истории отечественной науки или специализирующихся в области управления финансами, бухгалтерского учета, финансового права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ocherki_po_istorii_finansovoy_nauki_2_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Очерки по истории финансовой науки. 2 издание" (Ковалев В.В.) охраняются законодательством!