Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.08.2012
ISBN: 9785392082575
Язык:
Объем текста: 228 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Финансовая наука в исторической ретроспективе

Эволюция финансовой науки в Санкт- Петербургском университете

Александр Михайлович Александров

Михаил Андреевич Балугьянский

Михаил Иванович Боголепов

Николаи Корнилович Бржескии

Антоний Иосифович Буковецкий

Эдмунд Романович Вреден

Иван Яковлевич Горлов

Владимир Иванович Зазерский

Андрей Алексеевич Исаев

Илларион Игнатьевич Кауфман

Иосиф Михайлович Кулишер

Михаил Анатольевич Курчинский

Василий Александрович Лебедев

Петр Петрович Мигулин

Борис Владимирович Никольский

Иван Христофорович Озеров

Юрий Васильевич Пашкус

Андрей Михайлович Рыкачев

Владимир Владимирович Святловский

Михаил Александрович Сиринов

Власий Тимофеевич Судейкин

Владимир Николаевич Твердохлебов

Михаил Иванович Туган-Барановский: концепция социально-психологического регулирования денег

Михаил Иванович Туган-Барановский: политико-экономические взгляды

Леонид Владимирович Ходский

Василий Гаврилович Яроцкий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Г. Г. Богомазов


МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ



Памятник М. И. Туган-Барановскому в Донецке


М. И. Туган-Барановский (1865— 1919) является блестящим представителем той плеяды русских экономистов последней трети XIX-начала ХХ вв., благодаря которой в России сформировалась национальная экономическая наука и заняла достойное место в мировой экономической мысли. В целом это было связано, конечно, с тем, что во второй половине XIX в., после крестьянской реформы, в стране началось довольно быстрое развитие капитализма, а это, как и в Европе в свое время, дало сильный толчок развитию общественной, в том числе и экономической мысли.


На состоянии и развитии российской общественной науки в то время сказалось и то обстоятельство, что это был период перехода из одного века в другой, а это, как давно замечено, как правило, сопряжено с серьезными экономическими, социальными и политическими потрясениями в жизни стран и народов. Естественно, что в этих условиях и политики, и ученые стремятся осмыслить суть происходящих событий с тем, чтобы понять их причины и возможные последствия. А событий и политического, и экономического свойства в России, как правило, выходивших по своему характеру за национальные рамки, на стыке веков, и особенно в начале ХХ в., было немало. Это и ряд экономических кризисов, и русско-японская война, и революционные события 1905—1907 гг., и последовавшая за этим политическая реакция в стране, и попытки проведения политических и экономических реформ, и Первая мировая война, и, наконец, две революции 1917 г. Вот в это напряженное время жил и трудился Туган-Барановский, которого высоко ценили и его современники, и последующие поколения ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Так, например, П. Б. Струве (1870—1944), который нередко выступал в качестве научного оппонента Туган-Барановского, писал, что он, «пожалуй, самый видный в Европе экономист».


Как известно, в последней трети Х1Хв. в западноевропейской экономической науке происходили принципиальные изменения в понимании предмета, задач и методологии экономической науки. В этом проявилось стремление западных ученых преодолеть тот кризис, который переживала экономическая мысль того времени, сосредоточившаяся на построении в основном абстрактных, умозрительных конструкций, оторванных от реальной экономической действительности. Туган-Барановский, характеризуя позднее эти явления в экономической теории, писал: «В политической экономии долгое время преобладало увлечение общими формулами, в которых современники видели выражение неизменных и вечных законов хозяйства; впоследствии, однако, многие из этих якобы законов оказались поверхностными, а иногда и неправильными, обобщениями частных и преходящих явлений. Чрезмерная склонность к широким обобщениям и абстракции имела своим последствием то, что экономическая теория мало-помалу потеряла связь с реальной жизнью. Многие построения экономической теории приобрели схоластический характер—чисто словесных определений, которые вращались в кругу условных терминов, не обогащая ни на йоту нашего знания действительности».


В начале ХХ в. этот кризис подвиг ученых на разработку и увлечение новым экономическим течением, основывающимся на маржина-листской методологии (ныне это течение носит название «экономикс»). Произошел по существу полный отказ от традиций буржуазной классической школы. Полному отрицанию подвергался и марксизм. Вот в такой ситуации вступало в научную жизнь поколение отечественных ученых конца XIX—начала ХХ вв. и в их числе Туган-Барановский.


Молодой и пытливый ученый не мог не увидеть и не попытаться разобраться в новых тенденциях в экономической науке, но не мог и отказаться от сложившихся научных традиций и представлений, которые не казались ему всецело ошибочными. Он приступает к кропотливому изучению хозяйственной жизни наиболее развитых европейских стран и России, истории и современного состояния мировой и отечественной экономической мысли. И первая работа, которую он опубликовал, была посвящена анализу и оценке учения о предельной полезности, которая рассматривалась классиками австрийской школы как основа ценности хозяйственных благ. Представляя такую постановку вопроса вполне правомерной, Туган-Барановский, тем не менее, не видел оснований для отказа от идеи трудового происхождения стоимости.


Осмысливая проблему соотношения стоимости и ценности в течение многих лет, он окончательно утвердился во мнении, что эти экономические понятия не исключают, а взаимодополняют друг друга, так как каждое из них в отдельности уязвимо и не раскрывает целостной картины оценки производимых материальных благ. В одной из своих классических работ-учебнике «Основы политической экономии»-он писал: «Теория предельной полезности и трудовая, несомненно, противоположны, но отнюдь не противоречивы. Рикардо и Менгер сосредоточивают свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса. Теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, теория Менгера — субъективные моменты оценки». По нашему мнению, такой подход никак не свидетельствует о каком-то эклектизме во взглядах Туган-Барановского, а говорит лишь о том, что в целом ему удалась попытка устранить ограниченность подхода классической и австрийской школ, претендовавших на универсальность своих представлений.


Творческое наследие Туган-Барановского необычайно богато и многогранно, при этом отличительной чертой его научных работ являлись актуальность и оригинальность постановки и решения проблем, высокий уровень доказательности выводов и положений, их тесная связь с реальными хозяйственными проблемами России. Нельзя не отметить и такую черту его творчества, как высокий гуманизм и гражданственность. Это проявлялось, прежде всего, в социальной направленности его творчества и в том, что при решении принципиальных проблем экономической теории и практики во главу угла он ставил идею верховной ценности человеческой личности, воспринятой им из философии Э. Канта, которым он увлекался, еще обучаясь в гимназии, и из нравственных идеалов Ф. М. Достоевского, творчество которого он хорошо знал и очень высоко ценил.


В статье «Три великих этических проблемы» он, в частности, писал: «Кант был величайшим философским выразителем того миросозерцания, характерного для всей новой истории со времен Возрождения, которое признало верховной святыней жизни человеческую личность; то же миросозерцание выразил в небывалых во всемирной литературе по своей силе и яркости художественных образах и Достоевский. Миросозерцание одного было миросозерцанием и другого, и было каждому из них в равной мере внушено духом всей нашей исторической эпохи. И вот почему самые поразительные образы Достоевского составляют как бы художественный комментарий к нравственной философии Канта; комментарий—и вместе развитие и углубление».


Начальный этап творческой жизни Туган-Барановского протекает при сильном влиянии на его научные позиции экономической теории К. Маркса. Как и многие молодые интеллектуалы России, он является одним из наиболее активных представителей «легального марксизма». Революционный дух марксизма и идея Маркса о том, что именно капитализм способен создать высокопроизводительное хозяйство, т. е. в данном случае вывести Россию из состояния отсталости и нищеты—вот что привлекало молодое поколение русских ученых того времени к марксизму. Кроме того, марксистское учение наилучшим образом помогало им бороться с идеями народников о неприменимости капитализма к российским условиям и необходимости поиска особого пути экономического и культурного развития России.


По существу с первых своих самостоятельных шагов в науке Туган-Барановский брался за разработку трудоемких и сложных экономических проблем. Примером тому может служить его фундаментальная работа «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь», опубликованная в 1894 г. В этом же году Туган-Барановский защищает ее в стенах Московского университета в качестве магистерской диссертации. К работе приковано внимание и российских, и европейских ученых. Многие ее положения воспринимаются как откровения. Особенно большой интерес вызывало описание ученым механизма зарождения и развития экономического кризиса.


Большую ценность в теории кризисов Туган-Барановского имел и социальный аспект. Молодой ученый детально исследовал влияние циклического характера капиталистического производства на положение, в частности, английского рабочего класса. При этом, как он показал, отнюдь не всегда развитие промышленности ведет к росту благосостояния трудящихся масс. Так, изучая экономическую конъюнктуру в Англии во второй четверти ХIХв., он пришел к выводу, что наряду с интенсивным развитием индустрии происходило массовое обнищание народных масс. Это объяснялось прежде всего острой борьбой между кустарным и фабричным производством, проходившей, естественно, далеко не в пользу первого, что неизбежно вело к разорению мелких товаропроизводителей, превращению их в наемную рабочую силу со всеми вытекающими отсюда последствиями, а нередко —и в безработных. Заметим, что эта, можно сказать, закономерность проявляется и в дальнейшей истории капитализма, когда технический прогресс неумолимо выталкивает из сферы производства часть занятых людей, понижая уровень их жизни.


На основе анализа конкретного статистического материала Туган-Барановский показал тесную взаимосвязь между состоянием национального хозяйства и такими явлениями в жизни общества, как брачность, смертность, преступность, пауперизм. В частности, в периоды застоя брачность заметно снижалась, а смертность, преступность, пауперизм, наоборот, возрастали. Интересен и другой вывод ученого. При определенной стабилизации экономической жизни общества уровень благосостояния людей не только стабилизируется, но может и возрастать. Так, по мере завершения промышленной революции в Англии ко второй половине XIX в. положение рабочего класса действительно начало улучшаться. По подсчетам Туган-Барановского, в этот период сократилась продолжительность рабочего дня и возросла заработная плата английских рабочих.




Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

В монографии представлены результаты исследования по истории становления финансовой науки в общемировом и российском контекстах. Подробно рассмотрена роль одного из страйших российских вузов — Санкт-Петербургского университета, показан вклад универсантов в формирование финансовой мысли в России. Дано описание жизненного пути и трудов как известных финансистов (И. И. Кауфман, И. М. Кулишер, И. Х. Озеров, М. И. Туган-Барановский и др.), так и тех, чьи имена были незаслуженно забыты (М. А. Курчинский, А. М. Рыкачев, В. Г. Яроцкий и др.). Рассмотрено современное состояние и направления научных исследований, проводимых учеными СПбГУ в этой области. Книга предназначена для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников, интересующихся вопросами истории отечественной науки или специализирующихся в области управления финансами, бухгалтерского учета, финансового права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ocherki_po_istorii_finansovoy_nauki_2_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

Деловая Ковалев В.В. Очерки по истории финансовой науки. 2 издание

В монографии представлены результаты исследования по истории становления финансовой науки в общемировом и российском контекстах. Подробно рассмотрена роль одного из страйших российских вузов — Санкт-Петербургского университета, показан вклад универсантов в формирование финансовой мысли в России. Дано описание жизненного пути и трудов как известных финансистов (И. И. Кауфман, И. М. Кулишер, И. Х. Озеров, М. И. Туган-Барановский и др.), так и тех, чьи имена были незаслуженно забыты (М. А. Курчинский, А. М. Рыкачев, В. Г. Яроцкий и др.). Рассмотрено современное состояние и направления научных исследований, проводимых учеными СПбГУ в этой области. Книга предназначена для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников, интересующихся вопросами истории отечественной науки или специализирующихся в области управления финансами, бухгалтерского учета, финансового права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/ocherki_po_istorii_finansovoy_nauki_2_izdanie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Очерки по истории финансовой науки. 2 издание" (Ковалев В.В.) охраняются законодательством!