Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

Социология истории. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.01.2017
ISBN: 9785392237418
Язык:
Объем текста: 411 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Структура общества. Глава 1. Парадигмы социологии истории

Глава 2. Предлагаемая социологическая парадигма

Глава 3. Сферы общества

Глава 4. Метасистемы общества

Часть II. Органическое развитие. Глава 5. Первобытнообщинный строй

Глава 6. Аграрно-социалистический строй

Глава 7. Аграрно-капиталистический строй

Глава 8. Феодальный строй

Глава 9. Индустриально-капиталистический строй

Глава 10. Демосоциальный строй

Глава 11. Информационный строй

Глава 12. Экологический строй

Часть III. Догоняющее развитие. Глава 13. Досоветская россия

Глава 14. Индустриально-социалистический строй

Глава 15. Советско-капиталистический строй

Часть IV. Формирование геообщества. Глава 16. Черты общественного процесса

Глава 17. Постсовременность

Глава 18. Структура геообщества

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Часть II.
ОРГАНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


Глава 5.
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ


История и черты родового строя


Это общество хорошо изучено археологами, историками, этнографами, философами. Мы рассмотрим его только с интересующей нас стороны. Первобытнообщинное (родовое) общество включает в себя соответствующий народ, социоформацию и цивилизацию, возникшие из человеческого стада. Оно было синкретическим, т. к. общественные сферы и метасистемы были в нем в неразвитом состоянии. Поэтому выделяемые нами в нем элементы, сферы и метасистемы только намечены. Оно возникло в эпоху неолита в VII–V тысячелетиях до н. э., например, общество Чатал-Хююка в Малой Азии в результате неолитической эволюции.


Базис родового строя составляла эволюция семейно-брачных отношений, решение сексуальной проблемы, продолжение рода, производство людей. Она была связана с неолитической техносферной эволюцией, переходом от присваивающей формы хозяйства (собирательство, рыболовство, охота), к производящей (земледелие, скотоводство, ремесло), образующей вспомогательную часть этого общества. Инновациями неолитической эволюции стали хозяйственные постройки, керамическая посуда для горячей пищи в демосоциальной сфере; земледелие, скотоводство, ткачество, склады, лук и стрелы в производственной сфере; родовое самоуправление (старейшины, совет старейшин, нормы и табу) в сфере управления; язык, зачатки искусства, мифология в культурной сфере.


Технологические изобретения распространялись среди соседних общин и совершенствовались. В родовом обществе возрастает численность населения, у которого появляется незначительное свободное время; растет число поселений и улучшается их благоустройство; распространяются орудия из камня, кости, дерева, меди; развиваются присваивающее и производящее хозяйства, низкая производительность, уравнительно-возрастное распределение благ, личная собственность на них; родовое самоуправление в форме общего собрания взрослых, старейшин, вождя; родовая душа включала в себя мифологические чувства, ценности и нормы.


Родовой строй прошел в своем развитии три этапа: 1) становление из человеческого стада, борьбы зоологического индивидуализма и родовой социальности, появление группового брака — раннеродовое общество; 2) расцвет этого строя, появление парного брака, когда он возник во всей своей целостности и функциональности; 3) позднеродовой строй, появление моногамного брака, начало его трансформации в аграрно-социалистический и аграрно-капиталистический строй. Становление этого строя происходило до X тысячелетия до н. э. Его расцвет пришелся на период до VII тысячелетия до н. э. Трансформация позднеродового строя в аграрно-социалистический строй случилась к V тысячелетию до н. э.


Первобытные люди жили стадами во главе с вожаком — сильным, умным, жестоким, которому принажали все женщины стада. Эти стада состояли из парных, быстро возникающих и распадающихся семей. Первобытные люди были бродячими хищниками, вооруженными каменным оружием, занимавшимися собирательством и охотой. Их жизнь была полуголодной и опасной. Они строили хижины или занимали пещеры. Первобытнообщинное общество характеризовалось парным браком, господством родовых (материнских) отношений, дуально-родовой организацией; личной собственностью на орудия труда и общинной собственностью на блага, уравнительным распределением, эквивалентным (реципрокным) обменом; родовым самоуправлением; шаманами, мифологией и ритуалами.


Какие потребности стадных людей стали предметом их сознательного регулировани? Мы, вслед за К. Леви-Стросом, полагаем, что ими были потребности в; а) комфорте (в пище, жилище); б) продолжении рода — сексуальные потребности; в) безопасности. Было запрещено отнятие пищи и инцест, возник эквивалентный (реципрокный) обмен пищей, женщинами как условие прекращения конфликтов. Укрепились родственные связи. Возникла система табу (запретов) при удовлетворении основных потребностей.


Родовой строй был коллективистским, в нем господствовали принципы равенства, меритократии, натурообмена (бартера), поддержки «своих» и вражды к «чужим», единомыслия. Коллективизм был результатом невысокого уровня родовой души. Марксисты считают ведущим фактором родового (патриархального) коллективизма уровень орудий труда. Мы полагаем, что это результат неразвитости всего общества, а не только отсутствия прибавочного продукта. Главная забота родовых людей — удовлетворение основных потребностей. Родовое сотрудничество, основанное на возрастном разделении труда, родовом самоуправлении, мифологии было определяющим. Пленных отпускали, убивали и порабощали.


Позднеродовая община характеризуется моногамной семьей, ведущей обособленное домохозяйство, дающее небольшой прибавочный продукт; относительным равенством домохозяйств, за которым следило родовое самоуправление; изъятием семейного продукта в общинные фонды, которыми распоряжались старейшины; общественным разделением труда (скотоводство, земледелие); натурообменом между общинами; союзами родов; возникновением надобщинных органов; появлением рабства; возникновением богатых, управленцев и бедных, трудящихся; усложнением мифологической сферы. Возникает институт жрецов, осуществляющих пропаганду и организацию мифологических ритуалов, первые обсерватории.


Родовой народ


Первобытнообщинный народ возник из стада неолитических людей. Неолитический человек мигрировал в Европу вслед за стадами животных, где возникла европеоидная раса. Группы собирателей и охотников были характерны для верхнего палеолита, десять тысячелетий тому назад. На стадии становления родового строя они легко возникали и распадались из-за смены лидеров, конфликтов и природных катастроф. Некоторые из этих групп, вследствие удачи, появления выдающегося вождя, прекращения внутригрупповых конфликтов, изобретения орудий превратились в родовые народы, продолжившие историю человечества.



Социология истории. Монография

В работе исследованы элементы (индивиды, действия, институты и т. п.), сферы (географическая, демосоциальная, экономическая, политическая, информационная, психологическая), метасистемы (народ, социоформация, цивилизация) общества, образующие общественный строй. История человечества рассматривается как единство эволюции и инволюции, цикличности и поступательности, поступательности и интеграции. В зависимости от типа социоформации выделены первобытнообщинный, социалистический, капиталистический, демосоциальный, информационный, экологический, смешанный общественный строй. Показана взаимосвязь органического и догоняющего развития человечества. Исследовано формирование геообщества (геонарод, геосоциоформация, геоцивилизация).<br /> Работа предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, всех интересующихся человеческим обществом.

209
Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

В работе исследованы элементы (индивиды, действия, институты и т. п.), сферы (географическая, демосоциальная, экономическая, политическая, информационная, психологическая), метасистемы (народ, социоформация, цивилизация) общества, образующие общественный строй. История человечества рассматривается как единство эволюции и инволюции, цикличности и поступательности, поступательности и интеграции. В зависимости от типа социоформации выделены первобытнообщинный, социалистический, капиталистический, демосоциальный, информационный, экологический, смешанный общественный строй. Показана взаимосвязь органического и догоняющего развития человечества. Исследовано формирование геообщества (геонарод, геосоциоформация, геоцивилизация).<br /> Работа предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, всех интересующихся человеческим обществом.