|
ОглавлениеЧасть I. Структура общества. Глава 1. Парадигмы социологии истории Глава 2. Предлагаемая социологическая парадигма Часть II. Органическое развитие. Глава 5. Первобытнообщинный строй Глава 6. Аграрно-социалистический строй Глава 7. Аграрно-капиталистический строй Глава 9. Индустриально-капиталистический строй Глава 10. Демосоциальный строй Глава 11. Информационный строй Часть III. Догоняющее развитие. Глава 13. Досоветская россия Глава 14. Индустриально-социалистический строй Глава 15. Советско-капиталистический строй Часть IV. Формирование геообщества. Глава 16. Черты общественного процесса Глава 18. Структура геообщества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПосвящаю своей жене Сауле ВВЕДЕНИЕИстория, политология, социология, философия общественного процесса различаются и связаны между собой. История изучает последовательность событий и дает их интерпретацию. Политология истории исследует последовательность развития политических систем. Социология истории рассматривает развитие форм организации людей. Философия истории изучает соотношение сознательного (субъективного) и материального (объективного) в общественном процессе. Социология истории связана, прежде всего, с социальной философией. Философия включает в себя натурфилософию, социальную философию, философскую антропологию. Написано множество философий истории. Так, Гегель был убежден, что разум правит миром, а общественный процесс обладает целостностью и завершением в направлении самореализации мирового духа. Китай, Индия, Запад — этапы его развития. К. Ясперс обосновывает единство истории как смысл и цель человечества, среди материальных и духовных факторов, определяющих историю, ведущими считает духовные (искусство, наука, мировоззрение) факторы, выделяет в истории прошлое, настоящее, опасное будущее. Р. Арон рассматривает гносеологические факторы познания истории. Социология — это общественная наука, изучающая организацию, функционирование и развитие общества, его движущие силы, поведение и взаимодействие людей, социальные институты, социализацию и т. п. Социальная философия частично входит в нее как теоретическая часть. Социология истории представляет применение социологии к анализу общественного процесса, истории человечества. Она отличается от философии истории меньшей философичностью, большей конкретностью, вниманием к формам организации жизнедеятельности людей, связи в ней субъективного замысла и объективного результата, прошлого, настоящего и будущего и т. п. Парадигмы Спенсера, Маркса, Парсонса, Белла и других представляют этапы решения этих проблем. Человечество находится в состоянии углубляющегося кризиса — обновления, пришедшего на смену стабильности социалистическо-капиталистического мира. Обостряется экологический кризис, меняется семья, растет социальное неравенство западных и других народов, массы мигрантов перемещаются в страны Запада, множатся сепаратистские движения, обостряются межэтнические и межцивилизационные конфликты, слабеют национальные государства, могущественные ТНК подчиняют своим интересам страны, информатизация объединяет и разобщает народы и т. п. Обостряется конфликт процессов поступательного и интеграционного развития человечества. Все это требует обновленной философии и социологии истории. |