Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

Социология истории. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.01.2017
ISBN: 9785392237418
Язык:
Объем текста: 411 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Структура общества. Глава 1. Парадигмы социологии истории

Глава 2. Предлагаемая социологическая парадигма

Глава 3. Сферы общества

Глава 4. Метасистемы общества

Часть II. Органическое развитие. Глава 5. Первобытнообщинный строй

Глава 6. Аграрно-социалистический строй

Глава 7. Аграрно-капиталистический строй

Глава 8. Феодальный строй

Глава 9. Индустриально-капиталистический строй

Глава 10. Демосоциальный строй

Глава 11. Информационный строй

Глава 12. Экологический строй

Часть III. Догоняющее развитие. Глава 13. Досоветская россия

Глава 14. Индустриально-социалистический строй

Глава 15. Советско-капиталистический строй

Часть IV. Формирование геообщества. Глава 16. Черты общественного процесса

Глава 17. Постсовременность

Глава 18. Структура геообщества

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
ДЕМОСОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ


История демосоциального строя


Марксисты до сих пор полагают, что в мире господствует капиталистическая формация, которая собирается трансформироваться в коммунистический строй, но никак не может это сделать вследствие исчезновения пролетариата и роста численности среднего класса в империалистических странах. Либеральные социологи тоже считают нынешний западный строй капиталистическим. Так, у И. Валлерстайна нынешняя капиталистическая миросистема просуществует еще не менее пятидесяти лет, прежде чем смениться другой, которая будет либо похожей на капиталистическую систему, либо отличной от нее, что предсказать невозможно. Он исходит из концепции технологического детерминизма.


Мы полагаем, что к середине ХХ в. развитые индустриально-капиталистические страны стали трансформироваться в демосоциальные (потребительские). Этот процесс рассмотрел, в частности, И. Шумпетер. Это произошло в результате трансформации индустриальной техноформации в сервисную, ориентированную на демосоциальную сферу. Увеличился средний класс, усилилось гражданское сообщество. Цель демосоциального общества — благосостояние народа на основе капиталистической экономики, либеральной демократии, информационной гласности. В этом обществе классовые противоречия смягчены, капиталистическая экономика регулируется, базисом стала демосоциальная сфера, сократился децильный коэффициент, возник емкий внутренний рынок. Их нельзя называть странами «демократического социализма», как часто делают: это страны социал-демократические.


Демосоциальный строй прошел три этапа: 1) становление в индустриально-капиталистических странах в конце ХIХ — начале ХХ вв.; 2) расцвет с середины ХХ в.; 3) начало трансформации в информациональный строй в конце ХХ в. Потребительский, демосоциальный, социал-демократический строй, государство всеобщего благосостояния возникли, когда сервисная экономика, демократическая политическая сфера, свободная информационность достигли высокого уровня, позволявшего превратить демосоциальную сферу в базисную. Он называется демосоциальным, потому что базисом его является демосоциальная сфера, и социал-демократическим, потому что он результат деятельности социал-демократии. Этот строй существует во многих странах под разными названиями и в разном состоянии.


Становление демосоциального строя было развитием индустриально-капиталистического строя. Оно сопровождалось возникновением монополий, колониальных империй, сервисной экономики, совершенствованием демосоциальной сферы, демократизацией политической сферы, увеличением буржуазного среднего класса, активизацией гражданского сообщества, развитием буржуазного права. Смягчалась противоположность буржуазии и рабочих в результате введения избирательного права и создания социал-демократических партий среднего класса, появления трудового законодательства и перераспределения доходов в пользу государства и рабочих, введения всеобщего начального образования, воинской повинности. Налоговая, правоохранительная, оборонительная, экономическая функция государства была дополнена демосоциальной.


Расцвет демосоциального общества связан с появлением сервисной техносферы — малоэнергоемкой, автоматизированной, производящей демосоциальные блага: жилье, мебель, телефоны, посуду, автомобили, стиральные машины и т. д. Масса трудящихся переходит из индустрии в сервисную сферу социоформации. Этот этап включает создание сильного демократического социального правового государства; эффективную сервисную капиталистическую экономику; смягчение кризисов перепроизводства и классовой борьбы; достижение средним классом двух третей населения страны; введение прогрессивного налогообложения, перераспределяющего доходы богатых в пользу социального государства; коэволюцию религиозных и светских цивилизаций. Смягчилось социальное неравенство, возникли финансовые кризисы, обострились противоречия стран из-за рынков, ослабла религиозность.


Упадок демосоциального общества связан с экологическим кризисом, ставящим предел потребительству и увеличивающим расходы на экологию; падением эффективности сервисной экономики вследствие высоких налогов на собственников, переносом части предприятий в развивающиеся страны; ростом расходов на государство из-за международного терроризма и межцивилизационных противоречий; сокращением емкости мирового и внутреннего рынков; деградацией части населения. Этот этап Н. Бердяев назвал «новым средневековьем». Оно характеризуется ростом населения и потребления, социальным неравенством, мировыми войнами, ослаблением духовно-религиозной жизни, распространением оккультизма и социализма, а также сближением города и деревни, ограничением конкуренции, падением эффективности экономики, возрождением религиозности.


На ХХI конгрессе Социнтерна (ноябрь 1999 г.) было 143 социал-демократические партии. В Европейском парламенте более одной трети депутатов представляют социал-демократов (центристов). Демосоциальный общественный строй характеризуется синтезом социализма и капитализма, «снятия» их противоположности. В 2009 г. исполнилось 50 лет со дня принятия Годесбергской программы социал-демократов. Это стимулировало обсуждение перспектив социал-демократии. Фонд Фридриха Эберта совместно с «Социальным европейским журналом» начали обсуждение темы «Хорошее общество». Ю. Хабермас пишет: «Насущная политическая задача… состоит в том, чтобы приручить капитализм». На наш взгляд, она заключается также и в приручении социализма, потребительства и информационности.


Ф. Фукуяма объявил современное западное общество «концом истории», в направлении которого развиваются все страны мира. С одной стороны, оно воплощение демосоциального потребительства, капиталистической эффективности, либеральной свободы, информационного плюрализма, смягчения социальных конфликтов, роста продолжительности жизни. С другой стороны, этот конец истории «…печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради… абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, вместо этого — экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителей. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории… Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт».


Исторической скуки не получилось: обостряется цивилизационный конфликт между христианской, исламской, китайской цивилизациями, в демосоциальных странах возникает информационное общество, в котором процветает отвага, воображение, идеализм «виртуальщиков» и хакеров; христианская цивилизация расколота на православных, католиков и протестантов, что ослабляет ее перед исламской, конфуцианской, буддистской цивилизациями; христианскому Западу все труднее сохранить социоформационное превосходство в конкуренции с КНР и другими странами. Начало ХХI в. многие оценивают, как начало упадка Запада. На наш взгляд, происходит трансформация демосоциального модернистского западного строя в информационный, постсовременный, постмодернистский строй и формирование геообщества.


Демосоциальный народ


Социал-демократический, демосоциальный, потребительский народ представляет развитие черт буржуазного народа на индустриально-сервисной стадии. В демографической части он характеризуется сокращением смертности и рождаемости, ослаблением моногамной семьи, решением гендерной проблемы, большим количеством пенсионеров, уменьшением доли коренного населения, многоэтническим составом, сокращением беспризорности, высокой плотностью, умеренным пьянством, наркоманией, суицидом, средней продолжительностью жизни в 75 лет, способностью к адекватным ответам на исторические вызовы.


Социальная структура этого народа включает в себя следующие социальные общности и страты в зависимости от богатства, власти, образования, характера труда: элиту (политическую, экономическую, научную, военную, культурную); высший класс — крупная буржуазия, менеджеры, ученые, политики — 3 %; средний класс — буржуазия (средняя и мелкая), менеджеры, профессионалы (профессура, учителя, врачи, высшие служащие) — 62 %; простой класс (служащие, рабочие, крестьяне) — 35 %; в котором нижний класс, социальное дно (малоквалифицированные рабочие, безработные, бомжи) составляет 10 % населения.


Структура демосоциального народа зависит от особенностей страны. Так, в Великобритании было выделано семь социальных страт по культурному, социальному, экономическому капиталу: 1) элита (высокооплачиваемые чиновники исполнительной власти, финансисты и менеджеры высшего звена); 2) традиционный средний класс (стабильный уровень доходов и значимый социальный статус); 3) новый рабочий класс (высокооплачиваемые рабочие высокой квалификации в высокотехнологичном производстве); 4) технический средний класс (управленцы среднего звена, юристы, работники образования); 5) традиционный рабочий класс (наемные работники обычных предприятий); 6) технические работники (ремонтники, бензозаправщики); 7) прекариат (уборщики, водители). Если их сгруппировать, то они образуют элиту (первый класс) — высоконародье, средний класс (второй, третий, четвертый класс) — средненародье, простой класс (шестой класс) — простонародье, нижний класс (прекариат) — нижненародье.


Интересы классов демосоциального народа выражаются политическими партиями и идеологиями. Интересы среднего класса примиряют конфликт интересов буржуазии и рабочих, они состоят в умеренном развитии науки и инноваций, увеличении капиталов и конкуренции, в сильном демократическом социальном правовом государстве и гражданском сообществе, в умеренной демосоциальности, социальном неравенстве, благосостоянии, политической свободе и гласности. В этом народе существует относительный консенсус по поводу основных интересов, что выражается в идеологиях политических партий. Возникает определенная межклассовая солидарность народа.


К среднему классу демосоциального народа относят людей обеспеченных, с высшим образованием, идентифицирующих себя со средним слоем, занятых в демосоциальной, экономической, политической и информационной сферах. У них социал-демократическое мировоззрение, ментальность и характер. Они умеют думать, принимать самостоятельнее решения, участвуют в гражданских организациях. Эти люди обеспеченные, профессиональные, конкурентоспособные, уверенные в себе. Функции среднего класса: субъект социал-демократической цивилизации и органической модернизации; интегратор общественного строя; ограничитель глобализации, экологического кризиса, постиндустриализации; сторонник коэволюции с природой. Высший класс быстрее проходит путь от класса «в себе» до класса «для других». Он тормозит развитие среднего класса как своего конкурента, иногда вступая в союз с простонародьем.



Социология истории. Монография

В работе исследованы элементы (индивиды, действия, институты и т. п.), сферы (географическая, демосоциальная, экономическая, политическая, информационная, психологическая), метасистемы (народ, социоформация, цивилизация) общества, образующие общественный строй. История человечества рассматривается как единство эволюции и инволюции, цикличности и поступательности, поступательности и интеграции. В зависимости от типа социоформации выделены первобытнообщинный, социалистический, капиталистический, демосоциальный, информационный, экологический, смешанный общественный строй. Показана взаимосвязь органического и догоняющего развития человечества. Исследовано формирование геообщества (геонарод, геосоциоформация, геоцивилизация).<br /> Работа предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, всех интересующихся человеческим обществом.

209
Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

Наука Соколов С.В. Социология истории. Монография

В работе исследованы элементы (индивиды, действия, институты и т. п.), сферы (географическая, демосоциальная, экономическая, политическая, информационная, психологическая), метасистемы (народ, социоформация, цивилизация) общества, образующие общественный строй. История человечества рассматривается как единство эволюции и инволюции, цикличности и поступательности, поступательности и интеграции. В зависимости от типа социоформации выделены первобытнообщинный, социалистический, капиталистический, демосоциальный, информационный, экологический, смешанный общественный строй. Показана взаимосвязь органического и догоняющего развития человечества. Исследовано формирование геообщества (геонарод, геосоциоформация, геоцивилизация).<br /> Работа предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, всех интересующихся человеческим обществом.