|
ОглавлениеЧасть I. Структура общества. Глава 1. Парадигмы социологии истории Глава 2. Предлагаемая социологическая парадигма Часть II. Органическое развитие. Глава 5. Первобытнообщинный строй Глава 6. Аграрно-социалистический строй Глава 7. Аграрно-капиталистический строй Глава 9. Индустриально-капиталистический строй Глава 10. Демосоциальный строй Глава 11. Информационный строй Часть III. Догоняющее развитие. Глава 13. Досоветская россия Глава 14. Индустриально-социалистический строй Глава 15. Советско-капиталистический строй Часть IV. Формирование геообщества. Глава 16. Черты общественного процесса Глава 18. Структура геообщества Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуЗАКЛЮЧЕНИЕОсобенность истории в том, что она представляет последовательность исторических событий, которые нельзя предсказать. Социология истории, в отличие от истории, может в какой-то мере предсказать социологические формы общественного процесса. Социологическая форма общественного процесса более предсказуема, чем историческое событие. Все мировоззрения, исходящие из принципа совершенствования общественного процесса, его социологических форм, помещают это совершенство либо в начало, либо в середину, либо в конец истории человечества. То же происходит и с философией истории, которая анализирует взаимосвязь человеческого замысла и общественного результата. Марксисты считают общественный процесс универсальным, закономерным, прогрессивным и независимым от индивидов. В противоположность им Людвиг фон Мизес пишет: «Утверждение, что развитие человечества от его изначального состояния к современному имело определенное направление, является искажением исторического факта. В последовательности исторических событий не было ни единства, ни направленности. Также недопустимо применять к историческим изменениям термины рост и упадок, прогресс и деградация, улучшение и ухудшение, только если историк или философ своевольно не претендует на знание цели, к которой дожни быть устремлены человеческие усилия». Это крайние точки зрения. Предложенная нами социологическая парадигма позволила в какой-то мере соединить марксистскую, технологическую, социетальную и цивилизационную парадигмы. Метасистемная парадигма рассматривает общественный процесс как противоречие природного и общественного, объективного и субъективного, народного, социоформационного, цивилизационного. Народ — субъект исторического процесса. Социоформация — способ практического существования и развития народа. Цивилизация — способ духовного существования народа. В результате удалось представить историю человечества как единство рациональности и иррациональности, эволюции и инволюции, органического и догоняющего развития, типов общественного строя и интеграции человечества. В зависимости от типа социоформации выделен первобытнообщинный, социалистический, капиталистический, демосоциальный, информационный, экологический и смешанный общественный строй, т. е. линейная тенденция в истории. Это позволяет определить место той или иной страны в истории человечества. Согласно такому подходу, на каждом этапе социоформационного развития последовательно становится базисной отдельная сфера общества, становящаяся достоянием человечества: семейная, политическая, экономическая, демосоциальная, информационная, экологическая, смешанная. Это культурное и институциональное совершенствование человечества сопровождается конкуренцией и деградацией отдельных стран. Субъектом общественного процесса является личность, социальная группа, народ, человечество, действующие в определенных природных и общественных условиях. Усложнение общества начинается с усложнения индивида. Сущность общественного процесса образуют соответствующие базисные потребности народа. Развитие человечества — ступени развития этих потребностей, уменьшение в них природного и увеличение культурного. В геонароде они образуют иерархию вместе со своими носителями. Общественный процесс характеризуется универсальностью социоформационного и уникальностью цивилизационного развития. Социоформационное развитие отличается ускорением органического и замедлением догоняющего развития. Цивилизационное развитие характеризуется сокращением ареала традиционных, религиозных цивилизаций и увеличением ареала современных, светских цивилизаций, относительной независимостью цивилизационного образа жизни от социоформационного, а также рабочего, свободного, экзистенциального времени людей. Этот процесс сопровождается возрастанием культурной составляющей народов и заканчивается геообществом. |