Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Проблемы теории государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392176106
Язык:
Объем текста: 717 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава I. Общая характеристика теории государства и права как науки

Глава II. Понятие, сущность и социальное назначение государства

Глава III. Государственная власть

Глава IV. Теоретические проблемы понятия и классификации функций государства

Глава V. Механизм современного государства

Глава VI. Государство в политической системе современного общества

Глава VII. Государство, право, экономика

Глава VIII. Государство, право, политика

Глава IХ. Государство, право, личность

Глава Х. Государство, право, идеология

Глава XI. Глобализация, государство и право

Глава XII. Проблемы правопонимания в современной юридической науке. Сущность и социальное назначение права

Глава XIII. Право и другие социальные явления (феномены)

Глава XIV. Функции права

Глава XV. Правотворчество и проблемы его совершенствования

Глава XVI. Проблемы формирования системы современного российского права

Глава XVII. Нормы права

Глава XVIII. Теория правоотношений

Глава ХIХ. Проблемы реализации права

Глава XX. Теория юридической ответственности

Глава ХХI. Механизм правового регулирования и проблемы его эффективности

Глава XXII. Право и интересы. Юридическая конфликтология

Глава XXIII. Ценность права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА VII.
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЭКОНОМИКА


§ 1. Экономика, собственность и ее основные идеологические концепции


Рассматривая проблему взаимосвязи государства, права и экономики, необходимо связать ее с отношением различных государственно-правовых идеологий с таким феноменом, как собственность. При этом следует иметь в виду, что тема собственности находится в числе проблем, требующих глубокого научного исследования и обсуждения. По поводу одной из форм собственности — частной — существуют не просто различные точки зрения, а созданы крупнейшие идеологии, такие как коммунистическая и буржуазная (или капиталистическая). Лучшие умы человечества — Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, П.-Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Энгельс — анализировали смысл, значение, сущность собственности и пришли к противоположным выводам.


Для одних (Г. Гегель) собственность — это благо, свобода, реализация воли человека, необходимый элемент гражданского общества.


Для других частная собственность — это кража (П.-Ж. Прудон), присвоение чужого труда, эксплуатация человека человеком (К. Маркс, Ф. Энгельс).


Эти идеологии не просто определили два противоположных подхода к оценке собственности, они раскололи мир на два противоположных лагеря, вызвали кровавые революции — во Франции, России, Китае, Кубе и других странах.


Опыт последних двух столетий показал, что ни первое, ни второе понимание собственности не является идеальным. Крайний индивидуализм, провозглашающий частную собственность священной и неприкосновенной, имеет немало пороков. Немногим меньше их у сторонников общественной собственности.


Карл Маркс был прав, когда писал, что частная собственность порождает самые низменные мотивы в душе человека и если буржуа пообещать 300 процентов годовых, он на коленях проползет от Манчестера до Австралии.


Но нельзя отказать в разумности и обоснованности аргументов и сторонникам сохранения частной собственности, например, такому их представителю, как К. Гейнцен, который писал: «Упразднением всякой частной собственности коммунизм упраздняет также и самостоятельное существование отдельных лиц. Следствием этого является зачисление каждой отдельной личности в казарменное хозяйство.


Этим коммунизм уничтожает индивидуальность, независимость, свободу».


Различие в подходах к оценке сущности частной собственности, негативные последствия ее господства вынудили теоретиков права и политиков искать последней другое объяснение. В первую очередь пришлось отказаться от догмы, что частная собственность священна и неприкосновенна, поскольку беззастенчивая эксплуатация человека труда в период накопления капитала привела к жесткому противостоянию в обществе, вызвала забастовки, восстания, революции, гражданские войны.


В начале XX в. известный французский юрист Л. Дюги писал, что собственность — не право, она социальная функция. Собственник, иначе — обладатель богатства, должен в силу факта обладания этим богатством исполнять социальную функцию. Собственность социализируется, т. е. из чисто частной она превращается в иную.


Эти мысли были восприняты и впоследствии конкретизированы известным австрийским социал-демократом К. Реннером. Собственность, писал он, обязывает к исполнению определенной общественно полезной функции. Социальная функция собственности в нашу эпоху радикально изменилась. По словам К. Реннера, потребительская функция собственности «должна обеспечивать каждому члену общества его часть в годовом общественном производстве независимо от того, принимал ли он участие в производстве или нет».


Идеи Л. Дюги и К. Реннера были реализованы после Второй мировой войны в Конституциях государств, объявивших себя социально-правовыми. В них, сменив прежний постулат о неприкосновенности, появляются следующие формулировки: «Собственность находится под защитой закона. Право на нее не может, однако, осуществляться в ущерб общественным интересам» (ч. 1 ст. 17 Конституции Греции). Частная хозяйственная инициатива «не может развиваться в противоречии с общественной пользой или так, чтобы причинять ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству» (ст. 41 Конституции Италии).


Как видим, оценка собственности, ее роль и назначение меняются принципиально не только в научных статьях, а в Основных законах.


Кстати, аналогичное положение не лишне было бы включить в Конституцию РФ, подобно тому, как записано в ч. 1 ст. 14 Основного закона ФРГ: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу». Это, быть может, сдерживало бы аппетиты тех, кто в России «приватизировал» заводы, фабрики не для общего блага, а для того, чтобы тут же их продать, не начиная ни ремонта, ни обновления техники, ни самого производства. Возможно, у нас была бы другая приватизация, другая экономика и другое социальное положение граждан. К сожалению, наша Конституция не обязала собственников служить общему благу.


В ст. 43 Конституции Ирландии говорится: «Государство признает, что человек как разумное существо обладает естественным правом частной собственности на предметы внешнего мира, предшествующим положительному праву».


Считаем, что право собственности не может быть естественным, ибо естественное право — это прежде всего неотчуждаемое право, вытекающее из природы человека как биологического существа. Такими правами являются право на жизнь, здоровье, честь, имя, достоинство, веру.




Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

349
Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Радько Т.Н.) охраняются законодательством!