Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Проблемы теории государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392176106
Язык:
Объем текста: 717 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава I. Общая характеристика теории государства и права как науки

Глава II. Понятие, сущность и социальное назначение государства

Глава III. Государственная власть

Глава IV. Теоретические проблемы понятия и классификации функций государства

Глава V. Механизм современного государства

Глава VI. Государство в политической системе современного общества

Глава VII. Государство, право, экономика

Глава VIII. Государство, право, политика

Глава IХ. Государство, право, личность

Глава Х. Государство, право, идеология

Глава XI. Глобализация, государство и право

Глава XII. Проблемы правопонимания в современной юридической науке. Сущность и социальное назначение права

Глава XIII. Право и другие социальные явления (феномены)

Глава XIV. Функции права

Глава XV. Правотворчество и проблемы его совершенствования

Глава XVI. Проблемы формирования системы современного российского права

Глава XVII. Нормы права

Глава XVIII. Теория правоотношений

Глава ХIХ. Проблемы реализации права

Глава XX. Теория юридической ответственности

Глава ХХI. Механизм правового регулирования и проблемы его эффективности

Глава XXII. Право и интересы. Юридическая конфликтология

Глава XXIII. Ценность права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА Х.
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ИДЕОЛОГИЯ


§ 1. Понятие идеологии. Государственная идеология


Наука обратилась к анализу такого феномена, как идеология XIX в. В начале идеологией называли науку об идеях, возникающих на основе исторического опыта в условиях жизни определенной социальной общности.


Сегодня в научной литературе имеются различные понятия идеологии. Одни ученые определяют идеологию как систему социальных идей, оценок, требований конкретного класса, социально значимых групп, опирающихся на определенные теоретические установки и выражающих общественное положение, интересы и программные цели данного класса, социальной группы.


Другие рассматривают идеологию как систему концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение, идеалы, злонамерения людей, классов, наций, общества, политических партий, общественных движений и других субъектов политики.


Третьи под идеологией (национальной идеей) понимают базовую общественную идею, принимаемую всеми слоями социума, проявляющуюся в открытой или латентной форме во всех сферах социального функционирования (экономике, политике, социальной изменчивости).


Ю. Г. Волков считает, что идеология — это система знаний и ценностей, лежащих в основании любого общества, а ее разрушение грозит и разрушением самого общества. Вот почему проблема взаимосвязи идеологии, государства и права является актуальной.


Несомненно, право испытывает влияние идеологии и прежде всего государственной идеологии, поскольку последняя чаще всего первична по отношению к праву. Некоторые авторы полагают, что «исходящие от государства идеологемы, освещенные его авторитетом и им защищаемые, служат как бы протоправом».


Назначение государственной идеологии, по мнению В. А. Рыбакова, состоит в том, что:


— с ее помощью у населения формируются представления о направлении движения общества и государства, его политики, разделяемые большинством представителей данного общества. Поэтому идеология становится движущей силой общественного развития, выступает инструментом политической мобилизации общества;


— государственная идеология призвана укреплять легальность власти, поскольку идеи, находящие поддержку у населения, повышают ее легитимность и легитимацию, усиливают государственную власть и соответственно увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований. Поэтому идеология выступает мощнейшим объединяющим средством, при отсутствии которого любое государство рано или поздно перестает существовать. В. А. Рыбаков делает совершенно правильное уточнение, что в идеологии нуждается население государства, поскольку она дает систему воззрений на мир, общество, других людей, определяет ценностную ориентацию и линию поведения. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.


Аналогичную мысль высказывает А. Н. Буховец, полагающий, что при реализации идеологической функции государство легитимирует и самооправдывает свою власть в обществе, а также защищает свои институциональные ценности посредством формирования у граждан устойчивых мировоззренческих ценностей.


Действительно, идеологические положения, отражающиеся в идеологической доктрине государства, — это базовые принципы и идеи об основных интересах страны, о наиболее ценных, значимых приоритетах государства, которые соответствуют идеалам народа.


Другое дело, что государственная идеология обслуживает прежде всего интересы государственной власти, в то время как ее интересы, интересы общества и отдельной личности нередко не совпадают. Но эти противоречия должны устраняться путем своевременных коррективов в политике с учетом интересов личности, общества и государства, т. е. путем насыщения государственной идеологии новыми ценностями, формирующимися в процессе развития общества и государства, но не путем ее коренной ломки, тем более не путем отказа от ее существования.


История становления различных государств в разные исторические эпохи показывает, что без идеологической составляющей не возникало и не действовало ни одно государство. Очевиден факт, что для осуществления преобразования в стране, ее прогресса требуются воодушевленные определенной идеей, верные избранному пути, задаваемому идеологией, лидеры и поддерживающие их широкие слои общества, для которых существующая идеология близка и понятна.


Заслуживает поддержки точка зрения о том, что государственную идеологию следует рассматривать в качестве одного из признаков государства.


В литературе (А. И. Бортенев, Р. В. Пузиков, Е. С. Толмачева) совершенно правильно обращается внимание на то, что прогрессивное развитие страны не может идти вслепую. Только государство способно объединить многообразные и разрозненные мысли, чувства, верования всех своих граждан и выразить их в качестве единой воли и общего стремления на рациональном уровне. Если иметь в виду Россию, то исторически ее граждане доверяют в первую очередь государству, считают его главным гарантом своей безопасности. В этом и должна заключаться важнейшая составляющая государственной идеологии.


Каждое государство, утверждая свои символы — герб, флаг, гимн, закрепляя их на конституционном уровне, в той или иной мере утверждает и свою государственную идеологию. Это означает, что определенная основа для формирования государственной идеологии имеется.


Идеология политических сил, состоящих у власти, содержит в себе программные положения, определяющие перспективы и направления развития общества и образующие фундамент для мотивации и мобилизации его членов. Это обусловливает тесную связь идеологии и государства, так как идеология служит духовной основой осуществления государственной власти, формирования и реализации политики вообще и правовой политики в частности.


Опыт развития российского общества свидетельствует, что ему чужды как тотальная идеологизация всей его жизни (СССР), так и отсутствие какой-либо идеологии вообще. События 90-х гг. XX в., первое десятилетие XXI в. показывают, что отсутствие общегосударственной идеологии ведет к расколу российского общества на различные (вплоть до противоречивых) группы, которые претендуют на лидирующие роли.


Российское государство очень робко заявляет о необходимости формирования общегосударственной идеологии, а это ведет к отсутствию четких ориентиров в политике, воспитании, законотворчестве и т. п.


Любая страна без государственной идеологии слепа, она не имеет ясной перспективы движения, а обречена на раскол, раздоры и усиления противоречивости. Многие исследователи отмечают, что достичь общенационального согласия без государственной объединяющей идеологии очень трудно, а скорее всего, невозможно. Ибо только общегосударственная идеология в условиях многопартийности и может обладать объединительным стержнем, поскольку это идеология не одной какой-то партии, а идеология страны, ее исторического духа, ее идеалов и целей. Партии пусть будут, у каждой из них пусть будет свое политическое лицо. У государственной же идеологии должен быть портрет, характеризующий и объединяющий всю страну, придающий ей долговременную историческую ориентацию.




Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

349
Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Радько Т.Н.) охраняются законодательством!