Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Проблемы теории государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392176106
Язык:
Объем текста: 717 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава I. Общая характеристика теории государства и права как науки

Глава II. Понятие, сущность и социальное назначение государства

Глава III. Государственная власть

Глава IV. Теоретические проблемы понятия и классификации функций государства

Глава V. Механизм современного государства

Глава VI. Государство в политической системе современного общества

Глава VII. Государство, право, экономика

Глава VIII. Государство, право, политика

Глава IХ. Государство, право, личность

Глава Х. Государство, право, идеология

Глава XI. Глобализация, государство и право

Глава XII. Проблемы правопонимания в современной юридической науке. Сущность и социальное назначение права

Глава XIII. Право и другие социальные явления (феномены)

Глава XIV. Функции права

Глава XV. Правотворчество и проблемы его совершенствования

Глава XVI. Проблемы формирования системы современного российского права

Глава XVII. Нормы права

Глава XVIII. Теория правоотношений

Глава ХIХ. Проблемы реализации права

Глава XX. Теория юридической ответственности

Глава ХХI. Механизм правового регулирования и проблемы его эффективности

Глава XXII. Право и интересы. Юридическая конфликтология

Глава XXIII. Ценность права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА XXII.
ПРАВО И ИНТЕРЕСЫ. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ


§ 1. Понятие интереса. Законные интересы


Категория «интерес» всегда была предметом познания многих наук, что предопределено его многоаспектностью и большой значимостью как для науки, так и для практической деятельности людей. Эта категория была и остается одной из самых дискуссионных в философской, психологической и юридической литературе.


Одним из первых понятие интереса сформулировал видный представитель французского материализма XVIII в. П. Гольбах. Он писал — интерес — это то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья. Другой известный мыслитель — Гельвеций утверждал, что интерес управляет всеми нашими суждениями. При этом суждения отдельных лиц продиктованы личным интересом, а суждения целых народов — общим интересом.


Поскольку категория «интерес» исследуется многими науками, можно утверждать, что она является общенаучной категорией. В процессе развития научного знания в каждой из наук (философии, психологии, социологии и т. д.) сформулированы соответствующие представления и подходы к понятию «интерес». Однако общее четкое понятие интереса до настоящего времени не сформулировано, в каждой науке понятие интереса трактуется по-своему. Например, психология рассматривает интерес в качестве явления человеческого сознания, влияющего на деятельность индивида. В экономической науке интерес рассматривается в материальном смысле. Политические интересы — это предмет политологии.


В юридической науке также сложилось свое понимание категории «интерес».


Рассмотрим понятие интереса в философской, экономической, психологической и юридической науках. Экономическая наука уделяет значительное внимание исследованию интереса. Субъектами интереса экономисты считают отдельного человека, коллектив, общество, интересы которых определяются экономическим положением в общественном производстве.


Экономический интерес представляет собой форму реализации материальных, объективных потребностей, он служит стимулом экономической деятельности субъектов.


Интерес в широком смысле можно понимать как предмет заинтересованности, побудительных мотивов действий субъектов экономических отношений. Выделяются интересы материальные, духовные, денежные, имущественные; экономические интересы человека, социальной группы, региона, государства.


Интересы в более узком понимании выступают в виде объективных побудительных мотивов экономической деятельности, связанных со стремлением людей к удовлетворению материальных и духовных потребностей. Экономические интересы — главная движущая сила прогресса экономики, они лежат в основе системы экономического стимулирования производства, которая связана с удовлетворением потребностей людей.


В психологической науке интерес рассматривается исключительно в рамках человеческого сознания. Под интересом в ней понимается определенное психическое состояние человека, направленность его внимания на какой-либо предмет. Основой возникновения интереса психологи считают потребность, причем не просто потребность, а осознанную потребность.


Отличие потребности от интереса усматриваются прежде всего в том, что категория интереса связана с интеллектуальной, мыслительной деятельностью человека, а потребность таким признаком не обладает. Субъектом интереса выступают человек, личность, их познавательная активность.


Потребность выступает проявлением объективно-необходимого для субъекта.


Потребности, в особенности биологические, связывают природу и общество между собой, образуя переход первой во второе. Биологические или физиологические потребности, свойственные человеку как организму, необходимо отличать от потребностей, возникших уже на основе общественной жизни и общественного производства. Первые не входят в историю, так как возникли до истории общества, в процессе органической эволюции. Вторые же входят в историю человечества, они изменяются в процессе человеческого развития, характеризуют определенный исторический процесс.


Потребность объективна и расположена вне субъекта, но осознается им как глубоко личная, внутренняя, необходимая, актуальная. Интерес как индивидуально-субъективный образ потребности находится внутри человека и выносится вовне через самореализацию.


Анализируя такой подход к понятию интереса, А. И. Экимов называет следующие моменты, характеризующие объективный характер интересов:


— появление интереса у субъекта предопределено наличием у него потребностей;


— содержание интереса обусловлено особенностями предмета потребности и процесса овладения им в данных условиях;


— реализация интереса сопряжена с преодолением объективно существующих препятствий, с наличием определенных средств, вступающих во взаимодействие с субъектом.


В последнее время отдельные авторы, не отрицая объективности интересов, обосновывают наличие в интересах субъективного момента. Д. В. Шепелев одним из признаков интересов в праве называет сочетание объективных и субъективных начал, составляющих их главную характеристику.


Интересы выступают своеобразным проявлением потребностей. «Всякая цель, — писал И. Кант, — если она рассматривается как основа благорасположения, всегда связана с интересом...»


Как субъективное явление интерес, как уже отмечалось, рассматривается психологами. Иногда интерес считают субъективным и представители других отраслей знания. По мнению А. А. Чунаевой, Р. Е. Гукасяна, С. Н. Кожевникова и других авторов, интерес представляет собой осознанную потребность.


Другие авторы придерживаются точки зрения, что интерес — это явление сугубо объективное, связанное исключительно с бытием предмета и не сводящееся к сознанию и воле. Б. М. Лазарев считает, что первичные интересы существуют независимо от права и государства и имеют значительную степень объективности.


Однако нельзя не учитывать, что интерес преломляется в потребности через индивидуально-субъективные, личностные особенности.


По мнению С. Л. Рубинштейна, различие между интересом и потребностью состоит в том, что потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес — ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости.


Таким образом, психология изучает интерес как явление человеческого сознания, т. е. явление субъективного характера.


Философия интерес считает важнейшей категорией и рассматривает его как активное отношение человека к окружающему миру. Одними из первых на многозначность понятия интерес обратили внимание еще Аристотель, Платон, затем Гольбах, Дидро, Гельвеций и другие мыслители.


Так, Дидро писал: «Когда говорят об интересе индивида, сословия, нации — "мой интерес", "интерес государства", "его интерес", "их интерес" — это слово означает нечто нужное или полезное для государства, для лица, для меня и т. п.».


Уже упоминавшийся нами Гельвеций высказался по этому вопросу следующим образом: «Интерес есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков». Говоря иначе, все они связывали интерес с поведением человека.


В современной философской науке имеются различные подходы к пониманию интереса. Одни авторы отождествляют интересы с потребностями. Например, А. С. Айзикович считает, что «интересы, — это социальные, то есть экономические, политические, духовные потребности». Другие авторы полагают, что потребности людей лежат в основе их интересов, составляют главное их содержание. Однако потребности и интересы — явления не тождественные. Интересы заключают в себе не только потребности, но также пути и средства их удовлетворения. Причем понятие потребности шире, чем понятие интереса, потребность рассматривается в качестве основного стимула жизнедеятельности людей.


В реальной действительности потребности и соответственно интересы связаны с определенным социальным субъектом (обществом, классом, социальной группой, отдельным человеком) и осознанием их этими субъектами.


Отдельные философы правильно обращают внимание на наличие объективного и субъективного в интересе. «С одной стороны, интерес субъекта существует объективно по отношению к его воле и сознанию. С другой стороны, всякая деятельность, поступок определяются тем или иным интересом данного субъекта».


Вместе с тем, несмотря на различные трактовки интереса в научной литературе, нельзя не сказать, что, по общему мнению, интересы являются необходимой движущей силой социально-экономического и духовного развития общества, важнейшем стимулом для творческого развития личности.


В юридической науке также нет однозначного подхода к категории «интерес». Р. Иеринг определял право как защищенный интерес. Природа права, по Иерингу, состоит в регулировании и согласовании интересов разных субъектов.


Юридические нормы создаются сознательной, волевой и целенаправленной деятельностью человека, стимулами которой выступают потребности, интересы и цели. Право есть продукт человеческой деятельности, приводимой в движение материальными основаниями, жизненной необходимостью, оно служит для того, чтобы служить интересам и целям гражданского оборота.


Поведение человека, как отмечается в философской и психологической науке, — это внешняя контролируемая деятельность, предопределяемая потребностью и интересом, служит связующим звеном между интересами и правом, поскольку поведение лица — это единственный объект, на который право в качестве стандарта, указателя меры свободы и несвободы способно воздействовать напрямую. Идеи, желания, интересы не могут выступать в качестве непосредственного объекта правового регулирования. Закон, карающий за мысли, — это закон одной партии против другой. Помимо своих действий я не существую для закона, писал К. Маркс.


Центральным положением теории интересов является то, что действие (сила) права невозможна без важнейшего исходного начала — интереса.


Без интереса нет обязательного договора. Права, писал Р. Иеринг, существуют не для того, чтобы осуществить идею абстрактной «правовой воли», а для того, чтобы служить интересам, потребностям, целям оборота. Таким образом, Р. Иеринг опирался на понятие «интерес» прежде всего в построении теории права в субъективном смысле. В дальнейшем он распространил выводы относительно роли интереса на объективное право, указывая, что целью права в объективном смысле является защита интереса.


Путь, проделанный Р. Иерингом к пониманию интереса как первоосновы права, начиная с субъективного права, это путь к истокам права. Опускаясь, по образному выражению Р. Иеринга, в «низменности частного права», он стремился отыскать первопричину действий людей, выяснить, откуда берется сила народа, его решимость отстаивать свои права в одних случаях и бездеятельность в других. Для этого Р. Иеринг обращался к мотивам, заставляющим правомочного реализовывать и защищать свое право.


Соответственно существующим мотивам Иеринг признает наличие в праве двух классов интересов: материальных и идеальных (духовных). Материальный интерес характеризуется тем, что имеет стоимостное выражение или имущественное содержание, т. е. связан с материальной выгодой. Содержание идеального интереса составляют явления духовной культуры, такие как честолюбие, достоинство, справедливость, религиозное чувство и т. д.


Проблеме интереса придавали важное значение К. Маркс и Ф. Энгельс. Интересы они связывали с экономическими отношениями, положением классов в обществе, волей господствующего класса, который является официальным (через государство) выразителем воли и интересов общества.


«Экономические отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы. Чтобы получить санкцию закона экономические интересы должны получить форму юридического мотива».


Право есть выражение интересов и воли господствующего класса. «Закон должен основываться на обществе, — он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и потребностей...»


Правовому закреплению и защите будут подлежать, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, прежде всего классовые интересы, интересы пролетариата, когда он станет господствующим классом, завоевав государственную власть.


В дореволюционной российской юридической науке проблему интереса в праве исследовали, развивали и уточняли многие ученые — Н. М. Коркунов, С. М. Муромцев, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич и др.


Так, известный дореволюционной профессор Е. Н. Трубецкой писал: «Не подлежит сомнению, что возникновение нормы права всегда вызывается каким-либо интересом, так что интерес, несомненно, служит могущественным фактором правообразования».


В российской юридической науке в научный оборот понятие «законные интересы» ввел Г. Ф. Шершеневич, он разделял права и законные интересы не только по степени предоставляемых индивиду дозволений, но и по способам их защиты и охраны со стороны законодателя.


Г. Ф. Шершеневич доказывал, что правонарушение — это нарушение субъективного права, но не всегда законного интереса, который существует в силу самого предоставленного индивиду субъективного права.


Субъективное право, по Шершеневичу, — это установленная объективным правом возможность осуществления интереса.


Ученые того времени считали, что термины «законные интересы» и «субъективные права» являются синонимами.


Вместе с тем это мнение не было единственным. Так, Ю. С. Гамбаров обращал внимание на следующее: «Один интерес и его защита не дают понятия субъективного права. Не все интересы пользуются защитой и ведут к праву, точно так же, как и не все интересы, получающие даже защиту права, представляют собой субъективные права».


Другой представитель дореволюционной науки — Н. М. Коркунов считал основной задачей права — разграничение интересов различных личностей.


М. Н. Коркунов писал, что «мера ограничений, устанавливаемых для осуществления каждого интереса, меняется, смотря по тому, в отношении к какому именно другому интересу он ограничивается. Один и тот же интерес при столкновении с иными интересами подвергается большим ограничениям, при столкновении с другими — меньшим».


Достаточно определенно Н. М. Коркунов высказался по вопросу соотношения дозволений и запретов.


Если одно незапрещение не создает права, писал он, то точно так же не создает его и прямое дозволение. Дозволить одному не значит обязать другого. Дозволенное действие может стать правом, только когда будет запрещено совершение всего мешающего дозволенным действиям, потому что только при этом условии будет установлена соответствующая обязанность.




Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

349
Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Радько Т.Н.) охраняются законодательством!