Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Проблемы теории государства и права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392176106
Язык:
Объем текста: 717 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава I. Общая характеристика теории государства и права как науки

Глава II. Понятие, сущность и социальное назначение государства

Глава III. Государственная власть

Глава IV. Теоретические проблемы понятия и классификации функций государства

Глава V. Механизм современного государства

Глава VI. Государство в политической системе современного общества

Глава VII. Государство, право, экономика

Глава VIII. Государство, право, политика

Глава IХ. Государство, право, личность

Глава Х. Государство, право, идеология

Глава XI. Глобализация, государство и право

Глава XII. Проблемы правопонимания в современной юридической науке. Сущность и социальное назначение права

Глава XIII. Право и другие социальные явления (феномены)

Глава XIV. Функции права

Глава XV. Правотворчество и проблемы его совершенствования

Глава XVI. Проблемы формирования системы современного российского права

Глава XVII. Нормы права

Глава XVIII. Теория правоотношений

Глава ХIХ. Проблемы реализации права

Глава XX. Теория юридической ответственности

Глава ХХI. Механизм правового регулирования и проблемы его эффективности

Глава XXII. Право и интересы. Юридическая конфликтология

Глава XXIII. Ценность права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА XIII.
ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (ФЕНОМЕНЫ)


§ 1. Право и справедливость, право и свобода


Проблема справедливости в праве — древнейшая из проблем юридической науки. Одной из причин постоянной актуальности этой темы является предназначение права — утверждать справедливость. Поэтому существуют некие исходные положения у всех людей — право должно быть справедливым, другими словами говоря, существует презумпция справедливости права.


Право рассматривается как воплощение справедливости либо ставится цель сделать право справедливым, привести его в соответствие со справедливостью. Ни один закон, ни одна норма права не должны быть несправедливыми — вот стремление, желание каждого человека. Справедливость права — это идеал, который создало человечество и к которому оно стремится.


Понятие справедливости права, подходы к справедливости у различных народов в различные эпохи изменялись, они развивались с развитием и прогрессом человеческой цивилизации.


O справедливости мы находим мысли у Платона, Аристотеля, Цицерона и других мыслителей древности. Так, Цицерон в трактате «О законах» писал: «Кара да соответствует преступлению! — дабы каждый нес наказание в соответствии со своим проступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность — пеней, искательство почетных должностей — дурной славой».


Истории известны и иные подходы к справедливости, например принцип талиона, означавший «око за око, зуб за зуб».


Карл Маркс и большевики в России считали, что частная собственность первый и главный разрушитель справедливости. Никто не должен иметь богатство, ибо частный интерес порождает самые низменные чувства в душе человека. Поэтому собственность должна быть только общественной — это во-первых, а во-вторых, справедливость — это исключение эксплуатации человека человеком.


Гегель, рассматривая справедливость, делает акцент на права человека. «Справедливость — писал он, — касается уважения мною прав других людей».


Многие ученые считают справедливость категорией не юридической, находящейся за рамками права, т. е. внеправовой (М. Н. Марченко, В. А. Четвернин и др.), поскольку справедливость, добро, зло — это категории, относящиеся и соответственно необходимые для определения морали, а не права.


С этим не согласен В. С. Нерсесянц, утверждая прямо противоположное. «Справедливость, — пишет он, — категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная),.. Более того, только право и справедливо». Как видим, В. С. Нерсесянц справедливость относит к содержанию права. Право не может быть несправедливо, считает он.


Здесь мы должны учесть понимание права В. С. Нерсесянцем. Для него право — это высшая ценность, высшее благо, оно существует объективно, независимо от воли законодателя, это форма бытия свободы.


Представляется, что справедливость — категория универсальная, она не может принадлежать только праву. Не случайно существуют понятия «социальная справедливость», «человеческая справедливость» и т. д. В праве должна выражаться и закрепляться «юридическая справедливость». Оно не должно закреплять произвол, оно не может и не должно быть инструментом одного класса или группы людей, оно должно воздавать должное правонарушителю, не должно позволять одному наживаться за счет других, не допускать необоснованного, незаслуженного обогащения. В этом будет заключаться справедливость права.


Справедливость — категория, скорее всего, нравственно-правовая, т. е. она не может быть охарактеризована однозначно или только как нравственная, или только как правовая. Справедливость является принципом деятельности органов государства, принципом правильного применения правовых норм, принципом законности, принципом юридической ответственности и т. д. Например, справедливость юридической ответственности означает претерпевание субъектом правонарушения ограничений и лишений соразмерных содеянному. В данном случае справедливость — это воздаяние правонарушителю, определенное обществом и государством, по их шкале ценностей.


Как видим, справедливость очень существенна для права, без нее многие правовые явления (применение правовых норм, реализация юридической ответственности и др.) в демократическом правовом государстве не могут существовать вообще. В данном случае право действительно не может и не должно быть несправедливым.


Вместе с тем это не означает тождественности права и справедливости. Эти два феномена идут постоянно навстречу друг другу, то отдаляясь, то очень тесно соприкасаясь между собой, но они никогда не превратятся в одно целое.


Невозможно представить человеческое общество без права, а право невозможно представить без своего идеала — справедливости, к которому всегда будет оно стремиться. А идеал этот всегда создает человеческое общество с определенным опережением права. Как известно, общество никогда не останавливается на достигнутом, его движение к прогрессу безостановочно, оно всегда стремится вперед, вырабатывая при этом все новые и новые критерии справедливости. Судьба права стремиться к этим критериям и отражать их в себе. Правда, истории известны случаи, когда право закрепляло идеи справедливости ранее, чем они стали всеобщим пониманием общества. Данное явление свидетельствует об исключительных качествах права — его способности опережать состояние отдельных установок и оценок общества за счет возможности отражать и закреплять передовые нравственные и правовые идеи.


Право и свобода


О том, что свобода и право теснейшим образом взаимосвязаны, что право как бы конституирует свободу, писал еще Ш. Монтескье: «Свобода есть право делать то, что дозволено законами».


Как видим, Монтескье не ставит китайской стены между правом, законом и свободой. Каждый из этих феноменов не может существовать один без другого. Свобода без права — это вседозволенность, анархия, произвол. Право без свободы ущербно, ограниченно, несправедливо, узко, корпоративно и т. п. Закон — официальное, публичное оформление пределов, возможностей, меры свободы. Таким образом, право и выразитель (глашатай) свободы, и ее ограничитель. Третьего здесь не дано. Так устроено человеческое общество, только так оно может нормально функционировать, двигаться по пути прогресса. Именно на сущностном свойстве права быть мерой свободы и несвободы построены все кодексы (гражданские, административные, уголовные и т. д.) во всех государствах.


При этом не следует понимать соотношение права и свободы в том смысле, что свобода порождается правом. Свобода существует и вне права. Она возникает из естественного состояния человека, т. е. до права. Но без права свобода для человека может превращаться в свою противоположность, когда такие же ничем и никем не ограниченные субъекты начнут совершать действия против конкретного человека и он, не имея возможности защитить себя, окажется в положении несвободного (плененного, ограбленного, убитого). Известный российский философ И. А. Ильин в связи с этим высказался довольно категорично: «Свобода от закона есть анархия, бесправие и гибель. Человек может быть свободным под законом и через закон».


Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. «Законы не являются репрессивными мерами против свободы, подобно тому как закон тяжести не есть репрессивная мера против движения: если в качестве закона тяготения он управляет вечными движениями мировых тел, то в качестве закона падения он убивает меня, когда я его нарушаю и пытаюсь плясать в воздухе. Напротив, законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть Библия свободы народа».


Большинство юристов правильно считают, что право следует рассматривать как меру свободы и несвободы, именно через право свобода приобретает свои разумные человеческие границы, именно право главным образом устанавливает пределы допустимого и возможного поведения человека. Профессор О. Э. Лейст считает, что определения права как меры (ограничения плюс допущения) свободы ближе к истине. При этом он цитирует Т. Гоббса, который задолго до нынешних споров писал: «Законы придуманы не для прекращения человеческой деятельности, а для ее направления. Подобно тому как природа создала берега не для того, чтобы остановить течение реки, а чтобы направлять его». Прав был Ш. Монтескье, когда утверждал: «Разреши человеку делать все, что он захочет, и ты погубишь его». Разумеется, в процессе регулирования возможного (свободы) участвуют и другие социальные регуляторы — обычаи, нравственные, религиозные и другие нормы, но правовые нормы наиболее существенные из них, поскольку обеспечены правоохранительной деятельностью специальных органов государства.


«Когда мы слышим, — писал Г. В. Ф. Гегель, — что свобода стоит в возможности делать все, чего хотят, то мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли».


§ 2. Право и мораль


Право и мораль в любом обществе представляют собой систему правил, это две взаимодействующие системы. Данная взаимосвязь объясняется наличием большого числа моральных и юридических правил, возникающих в обществе в силу объективной потребности в них, в силу их необходимости для общества. Нередко моральные и правовые требования совпадают абсолютно: не убий, не укради и т. д.


Право и мораль имеют ряд общих исходных принципов (базовых, основополагающих идей) — гуманизм, социальная справедливость, равенство. У права и морали общий объект регулирования — отношения, возникающие между их субъектами, в конечном счете у них во многом совпадающие цели и задачи — урегулированность и упорядоченность общественных отношений, достижение благополучия и благоразумия в отношениях между людьми.


Наконец, нельзя не сказать о том, что право и мораль представляют собой несомненную социальную ценность, которую выработало человечество на своем длительном и противоречивом пути развития. Сегодня невозможно представить общество без правовых и моральных основ его существования и организации. Право и мораль — тот остов, на котором общество может держаться, существовать и развиваться в прогрессивном направлении.


Вместе с тем у права и морали имеется много несовпадений, различий и даже противоречий.


Нормы права — это правила, установленные государственной властью, они закрепляются в соответствующих правовых актах — законах, указах, постановлениях, судебных решениях.


Моральные нормы содержатся в сознании людей, они отражают нравственный уровень общества. В них содержится общественная оценка действий людей и всего того, что происходит в обществе, в отношениях между людьми.


Для оценки действий и поступков людей с позиций права используются такие понятия, как «правомерно», «законно», «неправомерно», «незаконно», «противоправно» и т. д. У морали сформировались и используются другие критерии: «добро — зло», «хорошо — плохо», «честно — нечестно» и т. д.


Отсюда вытекает и другое различие права и морали. Оценка действий и поступков людей с позиций права требует четкого оформления, строгой фиксации того, что может считаться законным, правомерным или незаконным, противоправным. Ведь в данном случае речь может идти о привлечении человека к юридической ответственности, о наказании, а для этого нужны четкие, фиксированные требования, установленные властью, которая будет привлекать правонарушителя к ответственности за их несоблюдение.


Моральные же требования существуют в общественном мнении, они не оформлены в виде четких статей кодексов, уставов, положений и инструкций. Это идеальные требования, предъявляемые общественным сознанием к человеку и дающие оценку его поступкам.


Следует также отметить, что юридические нормы — это не просто записанные, четко сформулированные правила, а они представляют собой взаимосвязанную систему с присущей ей структурой и иерархией (конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые, административные и т. д. нормы). Любое государство стремится к тому, чтобы весь этот огромный комплекс правовых явлений не был противоречивым, чтобы правовые требования были однозначными, способными эффективно регулировать общественные отношения.


У моральных норм такой системности и однозначности нет. Они возникают по другим причинам и основаниям, нежели правовые нормы, действуя в различных слоях общества в зависимости от моральных воззрений и установок этого слоя (а не как правовые — формально и однозначно в любой социальной группе). Время действия моральных норм не определено, они возникают и исчезают независимо от воли законодателя, их создает само общество, оно же их сохраняет на длительное время, в нем они постепенно угасают (исчезают). Моральные нормы имеют более широкую панораму воздействия во времени и пространстве, в этом их преимущество перед правовыми и в этом их большая социальная ценность.




Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

349
Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.<br /> Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Радько Т.Н.) охраняются законодательством!