|
Оглавление§ 2. Объект теории государства и права и его соотношение с предметом § 3. Метод и методология теории государства и права § 4. Диалектика как методология научного познания государства и права § 2. Теория государства и права как политико-юридическая наука § 3. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с гуманитарными науками § 2. Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины § 3. Особенности естественно-правовой теории § 4. Основные положения договорной теории происхождения государства § 5. Отражение процесса образования государства и права в теории насилия § 6. Патриархальная, психологическая и другие теории происхождения государства и права § 2. Проблемы идентификации государства по его основным признакам § 2. Проблема выработки критериев типологии государств и правовых систем § 3. Понятие типа государства и права и его исторические разновидности § 2. Особенности форм правления, критерии их классификации и их виды § 3. Характерные черты и особенности форм государственного устройства § 4. Понятие и виды государственных режимов § 2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период § 3. Особенности правовой системы переходного периода § 2. Отличительные черты и особенности правового государства § 4. Принцип разделения властей и современное Российское государство § 2. Система основных признаков права § 4. Проблемы соотношения права и закона § 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем § 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права § 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права § 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права § 1. Иудейское право и его основные особенности § 2. Основные принципы иудейского права § 3. Основные источники иудейского права § 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права Глава XII. Источники права. § 1. Понятие и виды форм (источников) права § 2. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация § 3. Основные источники англосаксонского права: понятие, виды. Прецедент § 4. Место и роль закона в системе источников романо-германского права § 5. Законы в системе англосаксонского права § 2. Вопрос о принадлежности правовой системы России к романо-германской правовой семье § 3. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы § 5. Закон и другие источники права § 6. Судебная практика как источник российского права § 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права § 3. Критерии классификации и виды правовых норм § 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное § 2. Субъекты и объекты правоотношений § 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений Глава XVI. Правотворчество и законодательная техника. § 1. Правотворчество: понятие, виды, принципы § 2. Основные стадии процесса правотворчества § 3. Законодательная техника и ее роль в процессе правотворчества § 2. Понятие и содержание процесса применения норм права § 3. Толкование правовых норм в процессе их применения § 2. Понятие и основные принципы юридической ответственности § 2. Общее и особенное у международного права и национальных правовых систем § 3. Характер взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права § 4. Международное и внутригосударственное право современной России Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом1. Проблемы определения основных путей и форм взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с формируемым в Израиле светским или гражданским правом имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Они в значительной степени затрагивают религиозные и иные интересы как тех иудеев, которые проживают на территории своей исторической родины, так и тех, кто, оставаясь приверженцами своей религии, живет в других странах. В силу этого данным вопросам в юридической литературе всегда уделялось повышенное внимание. 2. Являясь неотъемлемой составной частью общей системы израильского права, иудейское право, несмотря на многочисленные сложности и противоречия в его взаимоотношениях с израильским гражданским правом, тем не менее решает с ним общие для всего израильского общества и государства проблемы. Вместе с другими составными частями — подсистемами общей системы израильского права оно разрешает проблемы, связанные с регулятивной деятельностью государства и религиозных институтов. С помощью норм, содержащихся в традиционных иудейских законах и заповедях, это право опосредует определенную область общественных отношений. Устоявшейся сферой «приложения» иудейского права является семейное право — преимущественно семейно-брачные отношения, касающиеся заключения браков, оформления разводов. Кроме того, во взаимодействии со светским правом оно разрешает проблемы, связанные с поддержанием социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и в других странах, на основе таких ярко выраженных по своей национальной окраске законов, как Закон о возвращении (1950) и Закон об израильском гражданстве (Nationality Law — 1952). Первый предоставляет право на иммиграцию в Израиль только евреям. «Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну» (ст. 1 Закона). Исключение из данного правила составляют, согласно этому Закону и практике его применения Министерством внутренних дел Израиля, которое ведает вопросам гражданства, лишь евреи, которые: а) совершали или совершают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) «могут нанести вред общественному благополучию (public health) или безопасности государства»; и в) «имели криминальное прошлое, которое может угрожать общественному благосостоянию». Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну. Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым — от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения, весьма эффективно служат в системе израильского законодательства «объединительным» интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами. На достижение в конечном счете этих же целей направлено вместе с гражданским и иудейское религиозное право. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению семейно-брачных отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев. Подчеркивая, что проблемы «религиозной юрисдикции и применения религиозного права являются в Израиле постоянным источником юридических, политических и социальных конфликтов», исследователь израильского права И. Энглард не без основания замечает, что «недопустимость гражданских браков и признание исключительности в решении этих вопросов религиозного права превратились в глазах религиозной части населения, в важнейший символ еврейской сути израильского государства». Данное утверждение, продолжает автор, не подлежит сомнению, поскольку оно отражает сложившийся в Израиле status quo. Нарушение последнего, точнее, возможные негативные последствия такого нарушения, «для единства еврейского народа» выступают в качестве главного аргумента — политического средства защиты существующей в этой стране системы. Причем данный аргумент, как показывает практика, в политическом отношении срабатывает весьма эффективно, поскольку «национальное единство евреев — это по своему характеру сугубо рациональная, если не сказать — довольно утилитарная цель, ради достижения которой в значительной степени складывается консенсус среди различных политических партий». 4. Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства проблемами иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со светским правом решает и многие другие аналогичные им проблемы. Среди них особо выделяется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим воспитанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Израильскому государству. Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в религиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях. Не меньшее внимание в религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом свидетельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее законодательство. В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государственном образовании, в котором закрепляется «цель государственного образования», сводящаяся прежде всего к тому, чтобы построить систему «первоначального обучения в стране на основе ценностей еврейской культуры», «преданности своему государству и еврейскому народу». Примерами национально-патриотической направленности действующего законодательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности Закон о радиовещании в стране (The Broadcasting Authority Law) 1965 г. Согласно этому акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля, среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио- и телевизионных программ «углублению знаний и укреплению связей» радиослушателей и телезрителей «с еврейским наследием и его ценностями», а также способствовать достижению целей воспитания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу, которые стоят перед системой государственного образования в стране. 5. Среди общих принципиально важных для нормального существования израильского общества и государства проблем, которые решаются совместными усилиями официальных, государственных и религиозных кругов, в том числе средствами религиозного и светского права, далеко не последнее место занимают проблемы установления и поддержания в стране общественного порядка и законности, обеспечения всесторонних гарантий прав и свобод граждан, сохранения и развития традиционных иудейских национальных, моральных и иных ценностей, поддержания и развития не противоречащих современной израильской действительности исторических традиций и обычаев, повышения эффективности существующих в стране государственных и общественных, включая религиозные, институтов и др. Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |