|
Оглавление§ 2. Объект теории государства и права и его соотношение с предметом § 3. Метод и методология теории государства и права § 4. Диалектика как методология научного познания государства и права § 2. Теория государства и права как политико-юридическая наука § 3. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с гуманитарными науками § 2. Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины § 3. Особенности естественно-правовой теории § 4. Основные положения договорной теории происхождения государства § 5. Отражение процесса образования государства и права в теории насилия § 6. Патриархальная, психологическая и другие теории происхождения государства и права § 2. Проблемы идентификации государства по его основным признакам § 2. Проблема выработки критериев типологии государств и правовых систем § 3. Понятие типа государства и права и его исторические разновидности § 2. Особенности форм правления, критерии их классификации и их виды § 3. Характерные черты и особенности форм государственного устройства § 4. Понятие и виды государственных режимов § 2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период § 3. Особенности правовой системы переходного периода § 2. Отличительные черты и особенности правового государства § 4. Принцип разделения властей и современное Российское государство § 2. Система основных признаков права § 4. Проблемы соотношения права и закона § 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем § 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права § 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права § 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права § 1. Иудейское право и его основные особенности § 2. Основные принципы иудейского права § 3. Основные источники иудейского права § 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права Глава XII. Источники права. § 1. Понятие и виды форм (источников) права § 2. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация § 3. Основные источники англосаксонского права: понятие, виды. Прецедент § 4. Место и роль закона в системе источников романо-германского права § 5. Законы в системе англосаксонского права § 2. Вопрос о принадлежности правовой системы России к романо-германской правовой семье § 3. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы § 5. Закон и другие источники права § 6. Судебная практика как источник российского права § 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права § 3. Критерии классификации и виды правовых норм § 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное § 2. Субъекты и объекты правоотношений § 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений Глава XVI. Правотворчество и законодательная техника. § 1. Правотворчество: понятие, виды, принципы § 2. Основные стадии процесса правотворчества § 3. Законодательная техника и ее роль в процессе правотворчества § 2. Понятие и содержание процесса применения норм права § 3. Толкование правовых норм в процессе их применения § 2. Понятие и основные принципы юридической ответственности § 2. Общее и особенное у международного права и национальных правовых систем § 3. Характер взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права § 4. Международное и внутригосударственное право современной России Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права1. В израильской и другой зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается не просто как обычная составная часть, а как подсистема всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органически связанная и взаимодействующая с ним, сколько как весьма противоречивая, а нередко противодействующая ему и конфликтующая с ним подсистема. В сфере применения семейного права Израиля, пишет в связи с этим израильский исследователь П. Шифман, в настоящее время имеет место явление, сравнимое лишь с «правовой шизофренией», порождаемой в этой области «двумя различными правовыми системами — религиозной и светской (secular)», которые в процессе регулирования семейных отношений не только «борются между собой, но и тянут весь процесс в противоположные стороны» . Сохранить баланс и найти компромисс между этими двумя подсистемами общей системы израильского права, подчеркивает автор, — весьма важная и вместе с тем весьма сложная задача, «большую часть которой должен решать законодатель, а вместе с ним и судья» и которую «не всегда можно успешно решить». Развивая эту мысль П. Шифмана, другой израильский автор, профессор И. Фример, образно замечает, что «попытка использования в одном и том же королевстве в одно и то же время двух видов значительно отличающихся друг от друга норм несомненно весьма проблематична». «Смешанный брак» между двумя правовыми системами, приходит к выводу ученый, базирующимися «на различных, порою несовместимых друг с другом философских основах, занимающих различные мировоззренческие позиции и преследующих различные социальные цели, не может не породить дитя, которое без особой страсти будет признано хотя бы одним из его родителей». Положение о сложности и противоречивости двух рассматриваемых правовых подсистем в определенной мере касается не только израильского семейного, но и других отраслей права. Ибо идеи, традиции и даже отдельные институты религиозного по своей природе и характеру иудейского права находят отражение практически во всех сферах современного израильского права. В отечественной и зарубежной юридической литературе не случайно в связи с этим неоднократно указывалось на то, что «догмы религиозного права» не только лежат в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но и оказывают значительное воздействие на процесс разработки и принятия его конституционных законов. В частности, отмечается, что сдерживающее значение при решении вопроса о постоянной конституции Израиля «имело негативное мнение ортодоксальных религиозных кругов, опасавшихся снижения своего влияния на общественную и государственную жизнь страны. 2. Важным представляется раскрытие некоторых особенностей современного израильского права, проливающих свет на характер взаимоотношений иудейского и израильского права, а также на место и роль иудейского права в общей системе современного израильского права. Среди этих особенностей следует указать прежде всего на то, что иудейское, или, что одно и то же, религиозное право, не является исключительной подсистемой в общей системе израильского права. Наряду с ним существуют, а следовательно, взаимодействуют с ним и другие подсистемы. Отличаясь друг от друга по своей природе и характеру, они тем не менее, функционируют в общей системе израильского права, по словам израильского профессора права Ю. Ядина, «бок о бок». С одной стороны, это остатки статутного права Османской империи, которые «до сих пор интерпретируются» и применяются в юридической практике Израиля «со ссылкой на их мусульманские и французские источники». Это право повсеместно действовало на территории современного Израиля в течение нескольких веков (с 1517—1917 г.), в бытность этого государства «отдаленной частью (провинцией) Османской империи». Его характерными чертами были такие, как: а) опора на правовую культуру Османской империи, которая была весьма сходной с той, «которая характеризует Турцию в современную эпоху», б) сочетание в нем начиная с первой половины XIX в., кодифицированного законодательства. Речь идет, в частности, о введении в действие «обширного гражданского кодекса, созданного на базе исламского права», о функционировании уголовного, коммерческого, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов, которые «были или скопированы с соответствующих французских кодексов, или же разработаны под их сильным влиянием». Кроме того, для статутного права Османской империи, определенная часть которого хотя и сохраняется в правовой системе современного Израиля наряду с иудейским правом, но не имеет того же практического значения, как последнее, было свойственно также «предоставление широкой автономии различным религиозным группам и объединениям в решении большинства вопросов, касающихся семейно-брачных отношений». С другой стороны, в общей системе современного израильского права наряду с подсистемами иудейского права и остатками османского права «существует довольно значительный слой английского права». Большая его часть возникла во время британского правления с 1917 по 1947 г. включительно, когда Великобритания имела предоставленный ей Лигой Наций мандат (вступил в силу в 1923 г.) на управление Палестиной. Незначительная доля общего права Великобритании функционирует, согласно заключению экспертов, в общей системе израильского права и в настоящее время, благодаря деятельности судов, использующих иногда при рассмотрении современных головных или гражданских дел «английские прецеденты». Пытаясь определить объем и характер унаследованного Израилем от британского владычества в Палестине нормативно-правового материала, некоторые израильские авторы не без оснований отмечают в связи с этим два обстоятельства: а) что «во многих отношениях период британского правления был периодом формирования правовой системы Израиля» и это является «главной причиной того, что ядро этой системы выглядит скорее как ядро семьи общего права», — любой, оказавшей влияние на процесс формирования правовой системы, и б) что подмандатный период, продолжавшийся в Палестине «всего лишь 30 лет», не только оставил значительный след в израильском праве и системе государственного управления на территории Израиля», но продолжает оказывать на них влияние и в настоящее время. Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |