|
Оглавление§ 2. Объект теории государства и права и его соотношение с предметом § 3. Метод и методология теории государства и права § 4. Диалектика как методология научного познания государства и права § 2. Теория государства и права как политико-юридическая наука § 3. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с гуманитарными науками § 2. Многообразие теорий происхождения государства и права и его основные причины § 3. Особенности естественно-правовой теории § 4. Основные положения договорной теории происхождения государства § 5. Отражение процесса образования государства и права в теории насилия § 6. Патриархальная, психологическая и другие теории происхождения государства и права § 2. Проблемы идентификации государства по его основным признакам § 2. Проблема выработки критериев типологии государств и правовых систем § 3. Понятие типа государства и права и его исторические разновидности § 2. Особенности форм правления, критерии их классификации и их виды § 3. Характерные черты и особенности форм государственного устройства § 4. Понятие и виды государственных режимов § 2. Проблемы определения места и роли государства в переходный период § 3. Особенности правовой системы переходного периода § 2. Отличительные черты и особенности правового государства § 4. Принцип разделения властей и современное Российское государство § 2. Система основных признаков права § 4. Проблемы соотношения права и закона § 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем § 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права § 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права § 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права § 1. Иудейское право и его основные особенности § 2. Основные принципы иудейского права § 3. Основные источники иудейского права § 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права Глава XII. Источники права. § 1. Понятие и виды форм (источников) права § 2. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация § 3. Основные источники англосаксонского права: понятие, виды. Прецедент § 4. Место и роль закона в системе источников романо-германского права § 5. Законы в системе англосаксонского права § 2. Вопрос о принадлежности правовой системы России к романо-германской правовой семье § 3. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы § 5. Закон и другие источники права § 6. Судебная практика как источник российского права § 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права § 3. Критерии классификации и виды правовых норм § 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное § 2. Субъекты и объекты правоотношений § 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений Глава XVI. Правотворчество и законодательная техника. § 1. Правотворчество: понятие, виды, принципы § 2. Основные стадии процесса правотворчества § 3. Законодательная техника и ее роль в процессе правотворчества § 2. Понятие и содержание процесса применения норм права § 3. Толкование правовых норм в процессе их применения § 2. Понятие и основные принципы юридической ответственности § 2. Общее и особенное у международного права и национальных правовых систем § 3. Характер взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права § 4. Международное и внутригосударственное право современной России Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 3. Основные источники иудейского права1. Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и характеру источники. С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как «точно переданные слова Бога», а с другой — как их божественно вдохновленная интерпретация (толкование). Первоначально иудейское право было устным, содержавшим, по словам исследователей, целый ряд «иррациональных установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голову» и др. Постепенно иудейское право приобретало письменную форму и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голову» и др. Уже примерно к 100 г. н.э. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была замена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции священные писания, отражавшие мудрость человеческую, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества». В системе источников иудейского права они приобрели доминирующее положение и постепенно вышли на первый план. Высокая значимость письменных источников иудейского права — священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась самыми различными путями и сохранялась во все последующие времена. Даже в самые трагичные периоды истории еврейского народа, когда, как констатирует Илларион Киевский, под натиском «разбивших до основания» и «пленивших» Иерусалим римлян иудейство пало», их «закон, как вечерняя заря, угас», а сами иудеи были «рассеяны но странам, чтобы зло не пребывало вместе», значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не уменьшалась. 2. О каких конкретно источниках иудейского права, обобщенно именуемых священными писаниями, идет речь? Имеется в виду прежде всего Библия (в переводе с греческого biblba, буквально — книги). Она представляет собой «сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений 8 в. до н.э.—2 в. н.э.», включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения норм. В известном словаре Вебстера поясняется, что под Библией следует разуметь: а) священную книгу христианства, состоящую из в равной мере признаваемых христианами Ветхого Завета и Нового Завета; б) священную книгу иудаизма, состоящую только из признаваемого иудеями Ветхого Завета; в) «любое собрание священных писаний и книг, неразрывно связанных с постулатами той или иной религии». Например, вполне допустимо, по мнению издателей упомянутого словаря, называть Коран «мусульманской Библией». Наиболее полное представление о Библии как о священном писании и одновременно как об источнике религиозного права дается в «Толковой Библии». Со словом «Библия», говорится в этом произведении, у нас «соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета». Однако в сущности это не одна книга, а «целый, строго определенный Церковью сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями и принадлежащих или богодуховенным (книги канонические), или только богопросвященным мужам (книги неканонические)». Библия состоит из двух основных частей: Ветхий Завет, куда вошли священные книги, «которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предизображали», и Новый Завет, книги которого «возникали уже после пришествия в мир Спасителя». Ветхий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на главы, а последние, в свою очередь, — на стихи. 3. В силу того что иудейская религия признает в качестве священных только книги Ветхого Завета, последний зачастую называет еврейской Библией. В христианской богословской литературе все ветхозаветные книги в зависимости от их характера и содержания подразделяются на три основные группы: книги «законоположительно-исторические», книги «пророческие» и книги «поэтическо-назидательные». Суть каждой из них в значительной мере отражена в их названии. Разумеется, в плане рассмотрения источников иудейского права особый интерес представляет первая группа священных книг — книги «законоположительно-исторические». В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, также как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого разделения и названия этих групп книг разные. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу чаще всего называют Пятикнижием Моисея, или Торой. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права. Ко второй группе священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы — «Небиим». Наконец, в третью группу книг, согласно иудейской классификации, входят все остальные священные книги под общим названием «Кетубим». Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |